Перейти к основному содержанию

Главная      Париж автомобильный

Париж автомобильный

"У каждого две родины - своя собственная и Париж". Это написал великий американец Томас Джефферсон. И действительно, мало найдется тех, кто, хоть однажды побывав в столице мира, не полюбил бы ее всей душой. Но у каждого свой Париж. Кто-то едет сюда, чтобы пройти протоптанными туристическими тропами: Эйфелева башня, Триумфальная арка, Елисейские поля, Латинский квартал, Монмартр, Монпарнас... Кому-то больше по душе пикантные заведения на площади Пигаль. Есть Париж дворцов и музеев, чудесных парков и скверов, дорогих ресторанов и уютных бистро. И есть Париж автомобильный.

О нем мы и хотим вам рассказать.

Под ногами у Наполеона, или На ловца и зверь бежит

Последний день в Париже. Надо бы по магазинам прошвырнуться, но два журналиста "Биржи плюс авто" решают посвятить немногие оставшиеся часы в прекрасном городе другому занятию - поиску уникального букинистического магазина автомобильной литературы и двух малоизвестных памятников великим автомобилистам Франции, тем более что один из членов экипажа никак не может выполнить эту программу уже семь лет (осенью 1997 года в "Бирже плюс авто", в отчете о поездке в Париж на редакционной Toyota Land Cruiser, была такая фраза: "Если бы располагали временем, то прошли бы на запад по авеню Гранд Армэ и нашли памятники знаменитым французским гонщикам и конструкторам Эмилю Левассору и Леону Серполле").

Но сначала заскочим на Вандомскую площадь, место, лежащее в стороне от туристских троп, и посмотрим на знаменитую спиральную колонну, отлитую из 1200 пушек, захваченных наполеоновскими войсками во время Аустерлицкой битвы. Но рассмотреть ее, а заодно и маленькую фигуру знаменитого полководца на 44-метровой высоте нам помешала суматоха на площади - горел знаменитый фешенебельный отель "Риц", принадлежащий несостоявшемуся тестю принцессы Дианы. Повсюду сновали полиция и пожарные (что-то мы зачастили на парижские пожары, не далее как вчера были свидетелями действий огнеборцов у знаменитого кабаре "Мулен Руж").

Но нам это событие не особенно интересно, мы же не криминальные репортеры. Стоп. Среди пожарных машин и дыма видно и нечто по нашей части - ретроавтомобили! Да еще какие! Наверняка это участники одного из ретропробегов, множество которых стартуют и финишируют во французской столице круглый год. Вот это удача, на ловца, как говорится, и зверь бежит. Сейчас мы пополним охотничий ягдташ, в котором уже находятся отснятые на Монмартре и Монпарнасе купе-тарга Porsche 911 и редкий итальянский суперкар de Tomaso Longchamp GTS.

Вот родстер Mercedes-Benz 350 SL, родоначальник европейских хэтчбеков и "Автомобиль 1966 года" Renault 16, редкий английский родстер Austin-Healey 3000 Mk II, представительский Citroen SM и, казалось бы, неказистый французский седан Simca 1000 GT, но этот автомобильчик непростой, не зря буквы в его индексе означают "гран туризмо", он участник многих ралли и соревнований и вообще для любителя французской классики отрада.

Проходят считанные минуты, пожарные машины уезжают, ко входу отеля "Риц" вновь подъезжает титулованная публика на сверкающих "Роллс-Ройсах", а ретроавтомобили - одни на эвакуаторах, другие своим ходом - уезжают, и вскоре уже ничто не напоминает об их недавнем присутствии.

Мадам Шанталь, хранительница автомобильных тайн

Вскоре, предвкушая встречу с редкими автомобильными книгами, мы уже шагаем по улочке Ложье, что пролегла узенькой полоской в кварталах севернее Триумфальной арки. Вот и дом номер семьдесят, в нем, как и было сказано в одном из французских журналов девяностых годов, расположен букинистический магазин, правда, надписи "Doc' Auto" на нем почему-то нет. Заходим. Небольшой зальчик, всюду - на стеллажах, полках и столах - книги. В соседней комнате за компьютером - дама, наверняка хозяйка заведения, ее внешность и имя нам известны по фотографии из того же журнала. Знакомимся. Так и есть, перед нами сама мадам Шанталь Пужо. Она весьма удивлена, что ее знают и в далекой России.

Мы не просто в магазине, а в музее, где кроме редких автомобильных книг и каталогов можно увидеть и пожелтевшие от времени проспекты, афиши, фотографии... Его хозяйка - настоящий гид. Она не только знает все свои сокровища наизусть и может сразу же показать, где находится интересующее вас издание, но и без труда перечислит названия книг, выпущенных по этой тематике на других европейских языках, причем это будут не просто библиографические сведения, а краткая экспертная оценка, насколько ценна и правдива каждая из этих книг.

Ну скажите, можете ли вы в нашем магазине услышать такое:

- Вам для чего биография Ситроена? Если для журналистской работы, то эту не советую брать, лучше вот эту, в ней более достоверные материалы, а еще была хорошая книга, но у меня сейчас ее, к сожалению, нет, но, как появится, я могу вам сообщить.

Интересно, что в этой ситуации эксперт в мадам Шанталь взял верх над продавцом, ведь она отсоветовала покупателю взять более дорогую книгу.

А книги, надо сказать, в этом магазине недешевые. Но, во-первых, это Франция, где проезд на метро или автобусе стоит почти полтора евро; во-вторых, сами по себе это ценные, малотиражные книги, многие из которых стали библиографической редкостью уже в год их издания; в-третьих, собраны они в одном месте, что уже само по себе дорогого стоит: фанату не придется терять время на их поиск и тратить немалые деньги на проезд; в-четвертых, не надо забывать, что иметь магазин в Париже - дорогое удовольствие...

Один из нас выходит на улицу. Мадам спрашивает:

- Куда отправился ваш коллега?

- Покурить.

- Но курить можно и здесь!

- А как же ценные книги? Они же тут везде!

- Я сама здесь курю и другим разрешаю, видите несколько пепельниц?

Действительно, на столах и даже стеллажах - пепельницы, причем не обычные, а автомобильные и, похоже, антикварные.

Трудно оторваться от такого дивного удовольствия, как рыться в редких автомобильных изданиях, но пора прощаться, нам надо еще найти "спрятанные" памятники Левассору и Серполле, а времени на это уже остается мало. Выбираем несколько самых интересных книг (была бы возможность, погрузили бы половину всех этих томов в нашу "десятку") и прощаемся с радушной хозяйкой.

Левассор? А кто это?

А теперь по бульвару Перер в сквер Адмирала Брюи, там должен находиться памятник Эмилю Левассору. Сквер на поверку оказался целым парком, и, чтобы не терять время на поиски, останавливаем прохожего.

- Месье, не подскажете, где находится памятник Левассору?

- Кто такой Левассор?- Великий автомобилист и гонщик.

- А как выглядит памятник?

- Колонны, барельеф, Левассор на автомобиле едет...

- А, это здесь совсем рядом. Вот там. Я хожу через этот парк каждый день и не знал, что это памятник Левассору. А вы откуда?

- Из России, проделали путь в четыре тысячи километров, чтобы увидеть этот памятник.

- А, Россия! Великая страна!

Мы обнялись, как солдаты на Эльбе. Выходит, не зря ехали - просветили местного человека. Хотя нельзя, конечно, обвинять встреченного нами парижанина в невежестве, мы сами можем у себя в городе или в Москве годами ходить мимо какого-нибудь неприметного памятника и в один из дней удивить заезжего музыковеда незнанием, что это монумент композитору.

А вот и сам памятник, выполненный в неоклассическом стиле - в виде триумфальной арки, мы были от него всего в полусотне шагов. На портике потускневшая от времени надпись "A Levassor" ("Левассору"), между двух колонн - барельеф, на котором запечатлена встреча восторженной толпой приехавшего первым гонщика - Эмиля Левассора, преодолевшего на двухместном 4-сильном Panhard-Levassor N 5 за 48 часов 42 минуты путь от Парижа до Бордо и обратно (а это 1175 км), опередив ближайшего соперника на пять часов! Почти всю дорогу немолодой уже Левассор - ему тогда шел шестой десяток - провел за рукояткой управления (как видно на фото, привычного нам руля у тогдашних автомобилей еще не было), не давая рулить помощнику, и останавливался лишь для заправки.

Во время этой первой в истории многокилометровой скоростной автогонки, проведенной в 1895 году, Левассор преодолел дистанцию со средней скоростью свыше 24 км/ч. По тем временам это была бешеная скорость, в возможность достижения которой многие просто отказывались верить (в соседней Англии в это время еще действовал пресловутый закон о красном флаге, обязывающий идти впереди самоходного экипажа человека с красным флагом, а это значит, что тамошний автомобиль не мог ехать быстрее шагающего человека). Не стоит также забывать, что это была средняя скорость пути, который проделали участники в высоких, открытых, небезопасных и слабосильных (представляете, под капотом всего 4 л. с. !) экипажах по плохим дорогам и под дождем в позапрошлом веке, а мы сегодня на современных мощных авто добираемся из Нижнего в столицу со средней скоростью всего лишь в два-три раза больше.

Место памятнику выбрано не случайно: именно здесь финишировала гонка. И хотя первенство в ней, как и внушительный денежный приз в 31, 5 тысячи франков, судьями было отдано пришедшему на 11 часов 5 минут позже Левассора Исааку Кешлену (как оказалось, его четырехместный автомобиль Peugeot N 16 наиболее полно отвечал правилам этого соревнования), через двенадцать лет после проведения гонки, 27 ноября 1907 года, был установлен памятник не Кешлену, а Эмилю Левассору. Сам Левассор не дожил до этого торжественного момента, он умер в 1897-м. Причиной его скоропостижной смерти, скорее всего, стали ранения, полученные им в этом же году в гонке Париж - Марсель - Париж.

Визит к Леону Серполле

Вряд ли в Европе можно найти другой город, в котором в таком количестве увековечены имена великих автомобильных конструкторов. В Париже одна из набережных носит имя "Панар-Левассор" - фирмы, на автомобилях которой впервые появилась классическая компоновка двигателя и трансмиссии, другая названа в честь Андрэ Ситроена, первым в Европе внедрившего конвейерную сборку автомобилей, создавшего первый массовый переднеприводный автомобиль и организовавшего первые трансафриканские и трансазиатские автомобильные пробеги, именем Кюньо, изобретателя одного из самодвижущихся экипажей (переднеприводного, между прочим!), названа улица неподалеку от площади Сталин-градской битвы.

А на востоке Парижа есть улица Серполле, названная в честь французского конструктора, создателя усовершенствованного трехколесного парового автомобиля и установившего в 1902 году мировой рекорд скорости - 120, 75 км/ч. Но памятник ему установлен в противоположной части Парижа, на площади Сен-Фердинанд, которая находится сравнительно недалеко от монумента Левассору. Туда мы и отправились после того, как нашли место финиша памятной гонки.

По дороге, на авеню Гранд Армэ, фотографируем припаркованный раритет - купе Porsche 356 SC (Super Coupe). Увидев наш интерес к черной машине, несколько выходцев из Африки тоже подошли поглазеть на нее. По выражению их лиц и отсутствию подобающего пиитета было видно, что они не знают, что это легендарный спортивный автомобиль начала шестидесятых годов прошлого века, предтеча легендарной "девятьсот одиннадцатой" и что место его в музее (точно такой же экземпляр, только белого цвета, находится в экспозиции Музея автомобилистов в городе Мужен на юге Франции). А здесь пожалуйста, рассматривай его и получай бесплатное удовольствие.

Похоже, что такой редкий автомобиль был припаркован здесь неслучайно - рядом, на углу авеню Гранд Армэ и улицы Сен-Фердинанд, мы увидели интересный магазин автомобильных аксессуаров. Чего в нем только не было! И амуниция водителей-"шофферов" первой трети прошлого века - очки, кожаные куртки, шлемы и краги, и стилизованные под разные автомобильные детали часы, и масштабные модели, и галстуки... В общем, посетив такой магазин, можно полностью экипироваться для ретропробега или дополнить интерьер своей квартиры или офиса стильной вещицей.

В сотне шагов от магазина то, что мы ищем: маленькая - ее диаметр всего шестьдесят метров - площадь Сен-Фердинанд (свое название она получила от расположенной рядом церкви). Памятник должен быть в ее центре. Но там лишь сквер, и ничего автомобильного пока не видно. Проходит минута, и мы уже стоим очарованные видом необычного изваяния, который до этого скрывали деревья. Такой экспрессии, такого динамизма и накала страстей, застывшего в мраморе, мы что-то не припомним у наших монументов.

Да и нет у нас памятников выдающимся автомобильным конструкторам, инженерам, гонщикам, как будто нет и автомобильной истории, которая когда-то начиналась совсем неплохо...

(Начало см. в N 46-51 за 2004 г. )