ЗНАЙ НАШИХ
Андрей Иванов установил в Африке мурманский герб
На трассе повредил себе позвоночник
В 2003 году Андрею Иванову уже доводилось колесить по африканской пустыне в знаменитом ралли Париж - Дакар, и в конце прошлого года его снова пригласили участвовать в этой престижной гонке - в составе команды автомобильного концерна "Ниссан" , на собственном авто этой же марки. Но спортсмену не посчастливилось. В середине дистанции, 6 января, удачно обойдя целую группу своих соперников, мурманчанин "обсох". До финишного пункта 6-го этапа гонки, города Зуерат в Мавритании, не хватило бензина (Иванов предполагает, что организаторы ралли плохо рассчитали количество горючего). Семь часов он проторчал на трассе в ожидании помощи. Гнать дальше уже не было смысла, проигрывать Андрей не хотел. Но и уезжать просто так - тоже. И хотя на крутых буераках черного континента гонщик повредил себе позвоночник, все-таки решил: добраться до Дакара, чтобы водрузить там российский флаг с мурманским гербом.
В гонке погибли двое гонщиков
- Новый год мы встретили в Барселоне, - рассказал нам Андрей. - Команда "КамАЗа" пригласила нас в хороший ресторан. А потом был начальный этап гонки, по пляжу Барселоны. Все 168 машин прошли по пляжу одной кучей. Все перепахали! Народ глазел с восторгом... Потом - 950 километров до Гранады, и - на паром до Африки. Вот там-то и дали себя знать африканские ветры, которые столько напортили нам на трассе: в море ясно ощущалась качка.
Гонщики высадились в Марокко. Африка встретила их песком и острыми камнями под колесами. Бушевали песчаные бури, а высокие дюны в пустыне превращались в ловушки. Один склон у них очень пологий, а на другом - обрыв. Сначала едешь километров пять в пологую горку, не зная, что там, впереди: песок летит сплошным потоком, видимость не больше сотни метров. А когда на полной скорости замечаешь, что в 20-30 метрах обрыв - тормозить поздно. С десятиметровой высоты летишь вместе с машиной вниз, втыкаешься капотом в песок - и дальше кувырком. Немало машин превратилось так в металлолом. А двое мотогонщиков - итальянец Фабрицио Меони и испанец Мануэль Перес - погибли.
В Рабате (Марокко) Андрею Иванову и его штурману Владимиру Демьяненко пришлось раскошелиться. Населенные пункты можно проходить только на 50 км/ч, не быстрее. Но штурман, листая роуд-бук (дорожное руководство), перепутал скоростные зоны, разрешил водителю газануть и поздно понял ошибку. Форсированный двигатель за считанные секунды разогнал машину до 80 км/ч. Итог - 300 евро штрафа и минус 10 минут. Проштрафились еще несколько экипажей - тоже за скорость, - а некоторые были дисквалифицированы за найденные контролерами в кабинах карты трассы, иметь которые строжайше запрещалось.
Спортсменам пришлось отвыкать мыться
- Ужасный, ужасный ветер... - вспоминает Иванов. - Помню, остановились мы на ночевку, и захотелось мне перед сном помыться. На каждом бивуаке выставляется 8 биотуалетов и 8 душевых кабинок. "Не ходи туда, лучше привыкай к грязи" , - посоветовал москвич, мой товарищ по команде. И когда я вышел из душа с мокрой головой, сразу понял, почему Леня так говорил. На голову моментом налипает песок, который несет буря. Пока дойдешь до палатки, станешь еще грязнее, чем был. А на четвертый день гонок и мыться уже не хотелось, на все наплевать, лишь бы до финиша дойти...
Перед ночевкой можно было зайти в огромную передвижную столовую, которую возит с собой служба обеспечения. Продукты для нее доставляет авиация. Вот только меню изо дня в день одно и то же - макароны, мясо с черносливом, яичница, салат. На четвертый-пятый день от этого изобилия начинает воротить с души. Разнообразием отличаются только напитки - пиво, красное вино, вода, кока-кола.
Уснуть ночью в огромном автобивуаке непросто. Ветер пустыни треплет палатку. Измученные, небритые и грязные ремонтники, которые всю ночь напролет тестируют каждый узел твоего авто, то и дело включают двигатель на пробу. Свое оборудование, кстати, они запитывают от бензоэлектрогенератора, который грохочет в двух метрах от палатки. Да и какой там сон, когда все мысли только об одном: пройти, не опозориться! И при этом остаться живым и здоровым.
Дакар: конфеты в обмен на камни
- Ну, местные! Не давали соскучиться? - смеется автоэкстремал. - Проезжали мы через одну деревню в Африке, из хижин повыскакивала ребятня, и давай швырять нам в стекла камнями! Теперь по их милости почти все машины побитые. Одна команда из Прибалтики знала, что делать: начала бросать им конфеты. У них на каждой машине было припасено по пять кило карамелек специально для этого.
На финише в Дакаре, на берегу моря, гонщик воткнул в землю российский триколор с мурманским гербом. На красной полосе флага была надпись: "Мурманск".
Сейчас Андрею Иванову предстоит ставить на место два смещенных позвонка. Но он твердо решил участвовать и в следующей гонке, приглашения на которую ему, как видно, не миновать.
Тем временем до Дакара добрались около 50 экипажей. Ралли завершается 16 января.
КСТАТИ
Что такое ралли Барселона - Дакар?
Это престижнейшая гонка, где выступают команды самых известных автомобильных компаний, чтобы, как говорится, и на конкурентов посмотреть, и себя показать. Проводится с 1979 года. Обычно гонщики стартуют в Париже, поэтому за ралли закрепилось название Париж - Дакар. Но на этот раз местом старта стала Барселона, поскольку в 2004 году спонсором ралли выступила одна из испанских компаний. Длина трассы - 9039 километров, которые надо пройти за 16 дней. Кстати, в прошлом году в этой гонке победил Владимир Чагин из команды 2КамАЗа".