НОВОГОДНЯЯ ЖАРА
versia@topsecret.cnt.ru
Как отмечают праздник участники знаменитой автогонки Париж - Дакар
Пожалуй, главным спортивным символом Новогодья традиционно является автомарафон Париж - Дакар. Когда соревновательная жизнь во всем мире замирает, участники знаменитого ралли-рейда выходят на старт, дабы проверить себя и свою технику на стойкость. Тем, для кого Дакар - образ жизни, приходится регулярно встречать Новый год в африканской пустыне. В этом году караван принял старт 31 декабря в Барселоне, чтобы затем направиться на юг Испании, к Гибралтару, пересечь пролив на пароме и начать бороздить пески. Честь России в гонке "Телефоника-Дакар-2005", финиш которой состоится 16 января, традиционно защищают "КамАЗы" - их победы уже никого не удивляют. Но вот присутствие наших соотечественников в самом быстроходном классе внедорожников выглядит неожиданным. Корреспонденту "Версии" удалось поговорить с дебютантами супермарафона - экипажем из VMP Rasing Team пилотом Алексеем Беркутом и штурманом Антоном Николаевым, чемпионами страны в абсолютном зачете по ралли-рейдам.
- Расскажите, что заставило вас в канун праздника оставить семьи и броситься к черту в пекло - деньги, слава? - О деньгах говорить не приходится: несмотря на спонсорскую поддержку, мы вынуждены потратить немало собственных средств. Призовой фонд Дакара - миллион евро, но львиная его часть, разумеется, достанется победителям, в число которых нам пока не попасть. Впрочем, даже призеры вряд ли окупят расходы, связанные с подготовкой к старту. Так что остается нам? Испытать свои силы, получить новые ощущения, приобрести необходимый опыт. Зачем люди идут в горы? Здесь примерно то же самое: Дакар - это своеобразный "восьмитысячник" автоспорта.
- Удалось ли вам накануне гонки хотя бы запастись подарками для родных? И как вы сами отмечали Новый год?
- Елку купили загодя, подарки попрятали по углам, потом позвонили из Испании и рассказали, где они лежат. А в 12.00 ночи подняли по фужеру шампанского, ведь 1 января гонки вообще нет, только перегон.
- А по ходу гонки выпить можно? Или у вас в команде сухой закон?
- Нет, общего закона у нас нет. На Дакаре каждый решает сам, главное, чтобы ты с утра был в норме.
- Но в пустыне-то магазинов нет. О припасах горячительного вы заранее позаботились?
- У нас же организаторы - французы, поэтому на этот счет и беспокоиться нечего. На бивуаке тебе всегда предложат стаканчик-другой красного вина. Что может быть лучше после изнуряющей гонки на сон грядущий? Засыпаешь как младенец...
- А это потом не мешает ориентироваться в пустыне? Как вы вообще находите маршрут на местности, где зачастую нет ни единой географической привязки?
- Строго по "автомобильной книге", которая ничего общего не имеет с картой, бессмысленной в нашем случае. Это своеобразная система координат, благодаря которой понимаешь, куда, собственно, двигаться. Я слежу за курсом по навигационным приборам, корректирую его, когда пилот начинает отклоняться от маршрута.
- Можно, наверное, по чужим следам идти?
- Да, но это заведомо проигрышный вариант. Вот в Тунисе, на этапе Кубка мира, подул сильный ветер, и спустя 5 минут все следы исчезли разом... В общем, учиться без запинки "читать" пески нам еще предстоит.
- А какие еще опасности подстерегают гонщиков в пустыне?
- Часто бывает так, что буквально в 10-15 метрах от наезженной трассы можно угодить в песчаную ловушку. Чуть зазевался - и откапывайся из песков целый день. А еще между отдельными кочевыми племенами в Африке до сих пор идут настоящие войны. В прошлом году из-за этого на Дакаре 3 этапа отменили, весь караван дружно под конвоем проследовал в безопасное место. Так что особо отклоняться от маршрута не рекомендуется. Ведь знаменитая трасса традиционно собирает свою дань человеческих жертвоприношений - причем погибают в первую очередь звезды. Те, кто хочет ехать быстрее других.
- А вообще, трудно ли стать участником знаменитого автомарафона?
- Очень просто. Нужно заплатить стартовый взнос 26 тысяч евро, иметь международную лицензию и автомобиль, соответствующий всем требованиям. А еще вовремя подать заявку: скажем, мотоциклистам поставили шлагбаум еще в мае, набрав необходимый кворум в 200 с лишним человек. В нашем классе заявки перестали принимать в октябре - всего у нас набралось 165 соперников. Все ограничения - только из соображения безопасности и трудностей организационного плана, а так здесь почти разгул демократии.
- А каков бюджет на гонку?
- Помимо стартового взноса необходимо еще тысяч 150-200 - на техобслуживание, запчасти, бензин, наконец. Ведь общая протяженность трассы составляет без малого 9 тысяч километров.
- Нынешний Дакар чем-то отличается от предыдущих?
- Он стал чуть короче, но насыщеннее. Отдыхать практически некогда: дважды за гонку машина должна пройти связку из 2 спецучастков, между которыми запрещено всякое спецобслуживание. Но это еще не все новшества: теперь нельзя пользоваться автоматической системой регулировки давления в колесах. Это очень важно при гонке в пустыне: по песку проще идти на приспущенных колесах - меньше риск застрять. При этом на каменистой дороге нужны "звонкие" автопокрышки, вот и решай, как быть. То ли выскакивать из машины и, теряя время, вручную нянчиться с колесами, то ли рисковать, делая ставку на скорость.
- А какие у вас отношения с камазовцами, которые уже выигрывали Дакар не раз?
- Почти братские. У них всегда можно после гонки разжиться стаканом холодного пива. Да и камазовскую "техничку" с нашей не сравнить. Впрочем, дружим мы не из какой-то корысти: все они - отличные ребята, корифеи пустыни. Недавно они признались, что уже и не представляют, как по-другому можно встречать Новый год. Ведь команда КамАЗа в ралли без перерывов уже более 15 лет.