Снова в школу
Новые программы обучения водителей "Audi"
Школа водительского мастерства "quattro" от компании "Audi" работает в России уже более трех лет. Она стала первым "фирменным" учебным заведением для водителей, которое создал иностранный автопроизводитель в нашей стране. В Школе обучают эффективным приемам активного и безопасного вождения. Как следует из названия, основной упор делается на специфику управления автомобилями "Audi" с полным приводом "quattro". Но, пройдя ознакомительный курс обучения, возьмусь утверждать, что подавляющее большинство знаний и навыков, приобретаемых в ходе занятий, полезно для вождения любого автомобиля, причем с любым типом привода.
...КАРЕЛИЯ. Узкая извилистая дорожка, с частыми переходами с асфальта на грунт и обратно, затейливо петляет между многочисленными озерами. Перегибы ландшафта настолько велики, что стоит чуть превысить разумную скорость, как на макушке очередного холма машина, на языке гонщиков, незамедлительно "вывешивается", то есть колеса разгружаются вплоть до полного отрыва от земли. А чем может закончиться прыжок в неизвестность с такого импровизированного трамплина, лучше даже не думать...
Колонну ведет шеф-инструктор Школы "quattro" Евгений Васин. "Поедем не быстро, сейчас наша главная задача добраться до места без потерь", - говорит он. Знаю я, как это будет не быстро... Когда здесь проходит "Ралли Белые ночи", на трассе хотя бы относительно светло и нет этой мерзкой измороси, которая мгновенно подмораживается, едва выпав на землю. Евгений передает команды и предупреждает об опасности (например, о встречном лесовозе) по рации. Ее ни в коем случае нельзя выключать: "Привыкайте, в нашей Школе обучаемый всегда находится в машине один, а инструктор, наблюдая со стороны, корректирует его действия по радио".
Теперь помимо обычного обучения в Школе предлагаются и спортивно-развлекательные туры. Например, наш "Adventure quattro Tour 2004" включал помимо прочего состязания по GРS-ориентированию. Причем наш путь проходил в основном по трассе, где проводится один из этапов чемпионата России по ралли.
Лабораторная работа
НОВАЯ учебная программа Школы водительского мастерства разработана заслуженным мастером спорта, неоднократным победителем этапов чемпионата Европы по ралли Евгением Васиным. Ранее существовавшие технологии обучения серьезно переработаны. Главная ставка делается на эмоции и собственные ощущения обучаемого в Школе не принято банально "загружать" курсантов голословной теорией и монотонными практическими упражнениями. Учащимся предоставляется возможность на собственном примере почувствовать и лично убедиться в эффективности всех рекомендованных инструкторами приемов управления автомобилем.
На летном поле провинциального аэродрома, затерянного среди скал и озер Карелии, непривычное оживление. Когда здесь принимали последний борт, наверное, уже не вспомнят даже старожилы. Но вдруг появились люди в фирменных оранжевых куртках "Audi", и на рулежной дорожке, как по мановению волшебной палочки, вырос шатер технических служб. На мокрой от дождя взлетной полосе из ярких конусов были выставлены замысловатые фигуры будущих траекторий. Здесь мы и проведем нашу "лабораторную работу".
Заведенный изначально порядок незыблем. Постановка задачи, очень краткая теория - и поехали. Курсанты - в машины, ремни безопасности, ближний свет фар, рация включена. Инструктор, стоя где-то в центре фигуры, по которой предстоит ездить, оценивает действия ученика со стороны и дает соответствующие указания. И так весь день... Ближе к вечеру от ярких конусов уже рябит в глазах, градом катится пот. Кажется, что уже начинает мутить от усталости. Какая уж тут "скорость выполнения упражнения"? Но бесстрастный секундомер показывает, что все обучающиеся, несмотря на усталость, поехали быстрее. Значительно реже стали случаться вылеты машин с траектории, конусы чаще всего остаются на своих местах. Прогресс налицо.
Расписание уроков
ПОЛНЫЙ цикл обучения состоит из четырех основных частей, каждая из которых является логичным продолжением предыдущей. При первом визите в Школу потенциальный курсант подвергается обязательному тестированию с целью определения его реальных навыков вождения. В зависимости от результатов ему предлагается один из четырех курсов.
Начальный уровень. Курс предназначен для тех, кто вообще не умеет управлять автомобилем. С помощью инструкторов Школы у учащихся вырабатываются знания и умения, необходимые для уверенного движения в плотном городском потоке.
Постановка техники. Это специализированный курс, служащий для постановки правильной техники управления автомобилем. Он предназначен для людей, уже имеющих водительское удостоверение категории "В" и желающих увереннее чувствовать себя за рулем.
Контраварийная подготовка. Только по окончании предыдущих этапов рекомендуется переходить к овладению навыками поведения в экстренных ситуациях. В ходе обучения инструкторы моделируют на полигоне различные критические ситуации и тем самым вырабатывают у курсантов устойчивые практические навыки поведения в экстремальных условиях.
Учебно-тренировочные сборы. Для тех, кто стремится научиться полностью использовать потенциальные возможности автомобилей "Audi" с полным приводом "quattro" и еще больше усовершенствовать свое водительское мастерство, предназначены учебно-тренировочные сборы с выездами на реальные гоночные трассы: "Мячково", "Дмитровский полигон", "Невское кольцо" и в Карелию.
...Весь день инструкторы аккуратно возвращали на свои места сбитые нами конусы. Все, темнеет, занятия заканчиваются. Конечно, в течение одного дня освоить всю тренировочную программу невозможно, но сделать выводы о ее полезности и эффективности нам вполне удалось. К тому же концепция сочетания уроков вождения с приключенческой игрой, так сказать, полезного с приятным, весьма свежа и интересна, она скрадывает монотонность обучения.
***
Совет от Евгения Васина, шеф-инструктора Школы "quattro", заслуженного мастера спорта, обладателя Кубка Европы по ралли:
Если поворот впереди скользкий, то сбрасывать газ и тормозить надо чуть резче обычного. Машина в таком случае всегда "клюет носом". Основная масса переносится на переднюю ось, и управляемые колеса плотнее прижимаются к дороге, происходит "загрузка передней оси". Главное условие применения такой техники - отсутствие паузы между окончанием торможения и началом поворота руля. Направлять машину в поворот надо тогда, когда передние колеса еще не успели опять разгрузиться после "клевка" машины вперед и их контакт с дорогой наиболее плотный.
***
Совет от Евгения Васина, шеф-инструктора Школы "quattro", заслуженного мастера спорта, обладателя Кубка Европы по ралли:
При быстрых поворотах на асфальтовом покрытии передние колеса автомобиля должны катиться строго по намеченной траектории без бокового проскальзывания. В тех случаях, когда скорость входа в поворот достаточно велика, легкий занос задней оси становится неизбежным. Распространенная ошибка в таких случаях - сброс газа. Для стабилизации автомобиля в таких условиях необходимо, наоборот, прибавить газ и ни в коем случае не тормозить. Психологически это тяжело. Преодолению подобных барьеров, собственно, и способствуют занятия в школах "высшего пилотажа".
***
Совет от Евгения Васина, шеф-инструктора Школы "quattro", заслуженного мастера спорта, обладателя Кубка Европы по ралли:
При прохождении S-образных поворотов никогда не надо поворачивать руль на слишком большой угол. В противном случае излишне вывернутые передние колеса становятся "плугом", то есть перестают свободно катиться и начинают проскальзывать в поперечном направлении. За счет этого происходит лишнее торможение, и скорость движения падает. Для достижения лучшего результата целесообразнее всего малыми доворотами руля направлять машину по траектории, максимально близкой к внутренней стороне поворота, буквально впритирку к его границе. Таким образом вы "спрямляете" вираж, добиваясь более безопасной траектории.
***
Совет от Евгения Васина, шед-инструктора Школы "quattro", заслуженного мастера спорта, обладателя Кубка Европы по ралли:
Преимущества полного привода - более интенсивный разгон и более стабильное поведение в сложных дорожных условиях, например, на скользком покрытии. Та грань, за которой машина становится неуправляемой, находится существенно дальше, чем у заднеприводных или переднеприводных автомобилей. Но если ее все же перейти, то восстановить контроль над машиной будет сложнее. Автомобили, подобные полноприводным "Audi", могут неоднозначно реагировать на сброс или добавление газа, поэтому эффективнее и безопаснее стабилизировать автомобиль рулем.
фото автора