Перейти к основному содержанию

Главная      Большие гонки

Большие гонки

Для одних чемпионат мира по ралли бизнес, для других - работа, третьи рассматривают яркое зрелище как повод для путешествий. Андрей Безверхов наблюдал за всеми ними во время одного из этапов первенства на Корсике

"Зачем мы участвуем в ралли? - шеф подразделения Peugeot Sport Коррадо Провера вынимает изо рта непременную сигару. - Гонки позволяют наглядно показать выдающиеся качества наших автомобилей. Модели Peugeot динамичны и отменно держат дорогу, во время ралли эти характеристики проявляются особенно ярко". Peugeot рассматривает чемпионат мира по ралли (WRC) как мощнейшую маркетинговую акцию, недаром Коррадо Провера одновременно еще и главный пиарщик компании. По его словам, для автомобильной компании участвовать в гонках стратегически важно, она намерена еще долгие годы присутствовать в автомобильном спорте. Несмотря даже на то, что для нее, как и для других команд, представляющих крупнейших производителей автомобилей, участие в ралли - мероприятие сугубо затратное.

Свои бюджеты не раскрывает ни одна из команд, однако понятно, что деньги в ралли вкладываются огромные. Чего стоит одна только подготовка машин, в которых от серийной версии остается не так много: существенно перерабатываются подвеска, тормоза, трансмиссия, моторы. К примеру, та же Peugeot в этом году впервые вывела на трассы 307-ю модель, и оказалось, что ни ее 300-сильный двигатель, ни отменное шасси и великолепная аэродинамика не могут спасти положение, если есть даже совсем маленькие нестыковки в коробке передач. Ведь в заездах речь идет о тысячных долях секунды, способных в итоге повлиять на расклад сил во всем чемпионате. И если что-то не так с техникой, на второй план может отойти даже опыт пилотов. Вот и двукратный чемпион мира Маркус Гронхольм, сменив доведенную до совершенства 206-ю модель на 307-ю, не смог преодолеть недоработки инженеров и в нынешнем чемпионате остался за чертой призеров. Впрочем, к следующему сезону г-н Провера обещает все технические проблемы устранить и снова атаковать подиум. Значительные средства требуются не только на доводку машин, но и на содержание многочисленной команды гонщиков и механиков, переезды с континента на континент большого парка "техничек", жилых фургонов, трейлеров с запчастями. К подобным шагам готовы не все компании: периодически некоторые из них то покидают состязания, то возвращаются в них. В сезоне 2004 года, например, до последнего не было ясно, примет ли участие в соревнованиях Ford - команда подала заявку в последний момент. Как выяснилось, не зря: машины и гонщики Ford оказались не хуже ближайших конкурентов из Citroen, Subaru, Peugeot, Skoda, а молодой фордовский пилот родом из Эстонии Маркко Мартин на моих глазах стал победителем корсиканского этапа. Что, правда, уже не повлияло на итоги чемпионата в целом: победу по очкам досрочно обеспечил себе Себастьян Лоеб из команды Citroen. Эта же компания стала лучшей и в соревновании брэндов. Вместе с Citroen победу будут праздновать и ее партнеры - Total и Michelin. Логотипы производителей шин и моторных масел не случайно наносятся на борта машин, форму пилотов, атрибутику команд. Слишком многое на трассе зависит от этих комплектующих, к тому же подобная реклама позволяет командам существенно экономить на запчастях и материалах. Поэтому к выбору партнеров команды подходят ответственно: у Peugeot, как и у Citroen, это французские Total и Michelin, чешская Skoda использует масло Shell Helix, а машины Subaru "обуты" в покрышки Pirelli.

ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА

Первый день ралли Корсики - пятница - начался в полдевятого утра и закончился почти в девять вечера. С перерывами спортсмены преодолели 396 км. Еще более сложной оказалась суббота: гонка стартовала в 7.40, финишировала в 21.22; протяженность маршрута - почти 422 км. Всего же за три дня спортсмены преодолели 1061 км, плюс предварительные тренировочные заезды в четверг, где экипажи тоже выкладываются по полной.

Скоростные участки ралли проходили в основном по горным дорогам - с бесчисленными виражами, глубокими обрывами, нависшими скалами и узкими каменными мостами. Трудностей добавила и погода: солнце не раз за день сменялось моросью или проливным дождем, с моря периодически задувал сильный ветер. Ладно хоть под колесами оказался асфальт - на других этапах WRC трассы прокладывают по гравию или снегу, в лесной чаще или степи. Каждый заезд требует от пилотов и штурманов запредельной концентрации внимания и готовности к сумасшедшим физическим нагрузкам. Недаром одна из самых распространенных профессиональных болезней автоспортсменов - повреждения позвоночника. Не спасают даже специальные кресла, где гонщики сидят в дико неудобной позе, как спеленатые, - в противном случае их будет болтать из стороны в сторону и возрастет риск травм и аварий. И нагрузки на пилотов, и расходы команд-участниц WRC значительно выросли после того, как организаторы чемпионата решили увеличить количество этапов чемпионата с 14 до 16. Начав марафон в январе в Монте-Карло, команды закончили его лишь в середине ноября в Австралии. А в течение сезона мотались из Европы в Мексику, Новую Зеландию, Аргентину и Японию. Утверждалось, что увеличение числа этапов ралли повысит популярность автоспорта, привлечет больше зрителей и спонсорских денег. Хотя многие считают, что причиной было стремление к пресловутой политкорректности, иначе зачем к многочисленным европейским гонкам добавился, к примеру, этап в Турции? Командам пришлось больше тратиться на переезды, оплату сотрудников, на запчасти и расходные материалы. Расширение регламента вызвало недовольство участников гонок, так что в 2005 году он вновь сократится до 14 этапов.

ПОД ОКОМ БОНАПАРТА

А вот кому чемпионат по ралли безусловно выгоден, так это жителям и властям территорий, где проходят гонки. Чаще всего это известные туристические центры, за счет автогонок они получают дополнительную рекламу и приток гостей - участников соревнований, журналистов, болельщиков.

К примеру, на той же Корсике пик сезона приходится на июль-август, за это время даже продавцы пиццы умудряются заработать столько, что хватает на жизнь в течение остальных десяти месяцев. Но все знают, что каждый год в октябре на остров высаживается десант автогонщиков и их свиты. И хотя бы на несколько дней вновь заполняются гостиницы и музеи, активизируется торговля, и местные жители получат возможность еще подзаработать. С полной нагрузкой будут летать самолеты небольшой местной авиакомпании, паромы с континента вновь набьются грузовиками и легковушками поклонников автоспорта (мне довелось увидеть машины из Чехии, Испании, Англии, туристов из Эстонии и Финляндии). Для доставки зрителей на раллийные трассы будет арендовано полтора десятка вертолетов местного аэроклуба, а места в лучших ресторанах Аяччо - столицы Корсики - знающие люди будут бронировать заранее. Туристы, приезжающие в это время на Корсику, делятся на две части. Фанаты гонок с флагами и транспарантами стараются попасть на какой-нибудь "остренький" участок ралли в горах: так, чтобы и скоростной проезд был виден, и парочка крутых виражей. Благо серпантинов на трассе хватает. Да и природа Корсики располагает к подобному времяпрепровождению: можно отлично устроиться на удобном пригорке под раскидистым инжиром с уже поспевшими плодами или в ароматной тени многолетних олив и эвкалиптов. А лучше, если удастся найти местечко с видом еще и на Средиземное море с белеющими лайнерами и яхтами. Отдохнуть можно в любом из разбросанных по острову крошечных городков, где вместе с церковью и муниципалитетом насчитывается подчас от силы полтора-два десятка строений. Там всегда найдется приличный ресторанчик с хорошим домашним вином и местным темноватым пивом из каштанов, к которому подают отменно приготовленную баранину и традиционный овощной суп. А в дополнение к этому там будут поразительная тишина и осеннее умиротворение корсиканской глубинки, ухоженные кошки в ошейниках, которые ластятся к любому незнакомцу, и "сторожевые" псы у калиток, которые и не думают лаять, а только позвякивают колокольчиками на шее, словно телята. Главное - заранее продумать, как добраться потом до места, с которого вы будете лицезреть саму гонку. Самый доступный способ - заблаговременно подъехать туда на машине, которую можно взять напрокат. Выезжать нужно рано утром, пока полиция еще не перекрыла дороги. Если чуть-чуть опоздал, придется топать пешком километра три, хотя и в этом случае получишь удовольствие, наблюдая местные пейзажи. Зато на обратном пути можно заехать на пустынные в это время корсиканские пляжи, тем более что вода в море вполне приличная - около +20 по Цельсию. Многие, впрочем, отправляются к трассе еще с вечера и ночуют в палатке или кем пере. Намного быстрее и проще оказаться в эпицентре ралли с помощью вертолета: четырех- и пятиместные машины из аэропорта Аяччо забрасывают на 30-40 километров высоко в горы минут за десять. При этом появляется редкая возможность обозреть добрую половину острова и с высоты оценить ход гонки. А затем быстренько "перепрыгнуть" на другой участок и вновь посмотреть, как с двухминутным интервалом по дороге пулей проносятся лидеры WRC. Но это все, как уже говорилось, для истинных фанатов гонок. Основная масса туристов выбирает куда более размеренный отдых. Они столпятся на старте ралли в центре Аяччо, недолго постоят на улице, по которой уходят на трассу экипажи, посетят технический парк, где механики между заездами набрасываются на автомобили, а спортсмены из разных команд дружески болтают. Конечно же, сфотографируют победителей гонки, когда те поливают друг друга шампанским. Остальное время эта публика с удовольствием проводит на пляжах, бродит по сувенирным лавкам и осаждает местные достопримечательности.

На Корсике к последним однозначно относится все, что связано с Наполеоном. В Аяччо он преследует вас буквально на каждом шагу: имя Великого Корсиканца носит главная торговая улица и самая красивая площадь, памятники Бонапарту, мемориальные доски, бюсты и барельефы встречаются в самых неожиданных уголках города. Почему-то именно русские, а не патриотичные французы и не вездесущие японцы с маниакальной решимостью стремятся запечатлеть себя всюду, где есть лик императора: "Так вот где родилась эта гнида! Толик, а ну-ка щелкни меня возле входа! Только чтобы я вся поместилась, с ногами". Из прочих развлечений в корсиканской столице можно выделить экскурсии по городу и окрестностям в открытых туристических автобусах, морские прогулки на катере, в выходные - променад по местному блошиному рынку и приобретение деликатесов на рынке продуктовом - фруктов, вин, специй, сыров, копченостей. Знатоки рекомендуют брать здесь особую свиную и ослиную колбасу, такой, говорят, больше нигде не купишь. Вечера можно скоротать в муниципальном казино, на дискотеке или в одном из рыбных ресторанчиков, коих по всему побережью разбросано немало. Порции тут, как правило, серьезные, при заказе жадничать не стоит. Впрочем, с этой точки зрения корсиканский этап чемпионата мира по ралли похож на все другие. В не менее приятных для отдыха местах проходят ралли "Акрополис" в Греции и гонка на Кипре, соревнования на итальянской Сардинии и в испанской Каталонии, в северных Швеции и Финляндии. Каждый из них для кого-то серьезный бизнес, для кого-то - тяжелая работа, а для остальных - яркое зрелище.