Перейти к основному содержанию

Главная      ДВА ЛИТРА + ПОЛНЫЙ ПРИВОД

ДВА ЛИТРА + ПОЛНЫЙ ПРИВОД

Понятия «авторалли» и «АВТОВАЗ» тесно связаны между собой вот уже три десятка лет. В течение этого времени заводская раллийная команда успешно выступала не только в чемпионатах СССР и России, но и на самых сложных зарубежных соревнованиях. Правда, до сих пор, в силу ряда причин, она конкурировала только с частными командами. Но наконец-то пришло время и для «очной» борьбы с ведущими мировыми автопроизводителями!

***

В погоне за... требованиями FIA

Первоначально «боевыми конями» вазовцев были заднеприводные «Жигули», затем появилась очень удачная спортивная модификация переднеприводного автомобиля ВАЗ-21083. Раллийные «восьмерки» не только были многократными чемпионами СССР и России, но и отлично зарекомендовали себя за рубежами нашей страны.

Однако все эти модели имели двигатели рабочим объемом 1,6 литра, в то время как другие автопроизводители соревновались между собой на машинах с двухлитровыми и более моторами (абсолютный зачет и «Кубок F2»). И вот буквально в самом конце 90-х годов прошлого века вазовскими конструкторами была разработана специальная раллийная модель ВАЗ-21107 (LADA-110 2.0), оснащенная двигателем ОРЕL С20ХЕ рабочим объемом два литра. Этот автомобиль уверенно и стабильно побеждал в чемпионатах России 1999, 2000 и 2001 годов!

Но к тому времени Международная автомобильная федерация (FIА) ввела для автопроизводителей новый раллийный класс — WRC (полноприводные машины с двухлитровыми наддувными моторами). На АВТОВАЗе было принято решение подготовить абсолютно новую спортивную машину для появившегося чуть позже класса Super-1600, предназначенного для юниорского чемпионата мира. Ведь многие «юниорские» команды в этом классе поддерживали известные мировые автопроизводители. Новый автомобиль оказался не менее удачным, о чем красноречиво говорят его победы в чемпионате России в 2002,2003 и 2004 годах, а также в чемпионате Украины 2003 и 2004 годов.

Правда, и в этом случае вазовскому спорт-кару не удалось официально «бросить перчатку» командам, поддерживаемым автопроизводителями, — габаритная длина ВАЗ-21124-07 (LADA-112 VК 51600) на 170 миллиметров превышала допустимые четыре метра... К счастью, около года тому назад FIА предложила очередной раллийный класс - Super 2000 Rally, технические требования к которому наилучшим образом подходили ВАЗу. Ведь используемый для автоспорта хэтчбек Super-112 как раз длиннее регламентированных 3900 мм, а его раллийная версия имеет омологацию FIА в группе N. Двигатель ОРЕL С20ХЕ также омологирован FIА в составе одной из моделей семейства (LADA-110 2.0). При этом полноприводную трансмиссию проектировать и изготавливать самостоятельно не нужно она должна быть от единого поставщика, определенного FIА, а именно французской фирмы SADEV.

***

LADA для Super Rally

Именно так и появился новый спортивный автомобиль LADA-112 VК 52000 Rally. Стандартный кузов LADA-112 подвергся серьезным изменениям, связанным с установкой полноприводной трансмиссии, оригинальных подрамников передней и задней подвесок, сертифицированного топливного бака емкостью 70 литров от фирмы Continental, каркаса безопасности и другого специального оборудования.

Вварной каркас безопасности изготовлен из бесшовной трубы 45x1,2 (сталь 30ХГСА) и завязан с точками крепления подвесок и заднего моста. Измененные бамперы и заднее антикрыло не только снижают аэродинамическое сопротивление, но и создают необходимую прижимающую силу, позволяющую пилотировать автомобиль на трассах с различным покрытием на высокой скорости.

Гоночные сиденья SРАRСО RЕV КЕVLАR снабжены шеститочечными ремнями безопасности SАВЕL1Т 3-РRОFI.Ну а вместо стандартной комбинации приборов установлены информационная система сбора данных типа SТАСК и штурманский прибор. Дополняет картину интерьера специальное спортивное рулевое колесо диаметром всего 350 мм производства фирм ОМР или SРАRСО.

Хорошо знакомый знатокам автоспорта по LADA-110 2.0 двигатель ОРЕД С20ХЕ, подготовленный германской фирмой КМЫ (Кислинг Моторспорт) в соответствии с техническими требованиями к Super 2000 Rally, выдает 262 лошадиные силы мощности и 250 ньютонометров крутящего момента, благодаря чему вазовская новинка обладает достаточно высокими тягово-скоростными показателями. В зависимости от передаточного числа трансмиссии максимальная скорость LADA-112 VК S2000 Rally составляет 180 — 220 километров в час.

Кстати, раз уж мы упомянули о трансмиссии, давайте поговорим о ней подробнее. Поверьте, она этого заслуживает. Для начала фирмой SАDЕV был доработан картер сцепления и центрального дифференциала с целью стыковки «опелевского» мотора со специально разработанной для всех машин класса Super 2000 Rally полноприводной трансмиссией. Через сцепление SАСНS RСS 184 весьма внушительный крутящий момент от двигателя передается на шестиступенчатую коробку передач фирмы SАDЕV с последовательным переключением передач. Дальше самоблокирующийся межосевой дифференциал распределяет его между передним и задним мостом, снабжженными также самоблокирующимися межколесными дифференциалами. Изменяя настройки этих трех дифференциалов, можно делать автомобиль либо практически переднеприводным, либо почти заднеприводным, либо распределять момент между осями поровну, наилучшим образом приспосабливая машину к каждой конкретной трассе. Ну а на задний мост SАDЕV крутящий момент передается специальным карданным валом GКN с промежуточной опорой.

Подвеска всех четырех колес - независимая, типа Мс-Рhеrsоn, смонтирована на двух специально разработанных подрамниках — переднем и заднем. Конструкция амортизационных стоек и пружин, а также технология настроек — от известной голландской фирмы РRОFLЕХ. На основании опыта эксплуатации предыдущих раллийных моделей ВАЗа предусмотрено два варианта подвески: для гравийных и асфальтовых трасс. В первом случае ход подвески составляет 200 мм, во втором — 170. При этом используется и различная размерность колес 15- или 18-дюймовые соответственно.

Рулевое управление — реечное, фирмы ZF, с гидравлическим усилителем. В отличие от стандартных машин «десятого» семейства привод насоса усилителя выполнен не от автомобильного мотора, а от специального электродвигателя.

Кронштейн педалей имеет весьма непривычное для современных автолюбителей напольное расположение. Тормозная система АР Rasing включает в себя сдвоенные главные тормозные цилиндры с балансирным механизмом распределения усилия между колесами передней и задней оси, регулятор давления с ручной настройкой и дисковые тормозные механизмы «по кругу». Причем передние диски вентилируемые, диаметром 330 мм для асфальта и 300 мм — для гравия. Такая конструкция позволяет производить настройку тормозной системы для различных условий движения.

Задние диски во всех случаях имеют диаметр 300 мм. С учетом технических требований к S2000 Rally и приходящейся на колеса нагрузки на передних тормозных механизмах используются четырехпоршневые суппорты, а на задних - двухпоршневые.

В 2004 — 2005 годах планируется изготовить три автомобиля LADA-112 VК S2000 Rally. А уже в течение следующего года будут проведены их настройка и доводка, российская и международная омологация. Также намечены испытания в «боевых условиях» на некоторых этапах чемпионата России и за рубежом.

***

таблица в бумажной версии издания