Перейти к основному содержанию

Главная      РАЛЛИ-РЕЙД/ЭКЗОТИКА

РАЛЛИ-РЕЙД/ЭКЗОТИКА

Сказка о золотых Петушках прошел 4-й этап чемпионата России по ралли-рейдам

Действительность со строками классика из окна автомобиля сверял корреспондент

"Ъ-Спорта" Сергей Голубцов

Грязь под "Крокус-Экспо"

Баха (так называют ралли-рейд протяженностью трассы не менее 350 км и не более 800 км) носила символическое название Москва-Петушки. По глубокому убеждению выдающегося советского писателя Венедикта Ерофеева, город Петушки является единственным местом на земле, где "не умолкают птицы ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин". И именно здесь, под Петушками, среди обещанных цветов и под щебетанье мелкой птичьей сволочи 50 экипажам предстояло преодолеть более 400 км лесных и болотных дорог. При известной доле воображения ранним утром в конце октября 2004 года за жасмин вполне сошли бы россыпи белого инея на плодах пламенеющих рябин, а за райское пение - писк рябчика, кряхтение воронов и какофония местных петухов. Но экипажи участников чемпионата России особой созерцательностью не страдали, их радовала чисто практическая сторона вопроса. Радовало то, что грунт по дороге до старта был по преимуществу песчаным - прошедшие дожди плотно прибили песок, а многочисленные неглубокие лужи лишь прибавляли драйва. Не то что на прологе, состоявшемся накануне возле выставочного комплекса "Крокус-Экспо".

Двухкилометровую трассу по ту сторону МКАД, сразу видно, проложили знатоки. Действительно, кому как не спецам из клуба "4x4", основного организатора гонки, знать, что полноприводные внедорожные автомобили больше всего на свете любят грязь и им глубоко наплевать на особое мнение по этому поводу пилотов и штурманов. Я решил опробовать круг лично и сел за руль новенького Volkswagen Touareg, любезно предоставленного гендиректором ООО "Фольксваген Труп Рус" господином Ронни Мюллером (старт четвертого этапа чемпионата России по ралли-рейдам проходил в рамках первой в РФ международной выставки "Салон полноприводных автомобилей - 4WD Salon"). Черный железный представитель "африканского племени туарег" не очень эффектно справлялся с подмосковной жижей, несмотря на наличие блокировки заднего дифференциала, пневмоподвески и таких излишних в непролазной грязи наворотов, как кожаный салон цвета беж, встроенная стереосистема, бортовой навигатор (словом, авто для автопиара самодовольного банкира).

Впрочем, Touareg сделал круг, причем не единожды. После двух-трех посадок на мосты машина и водитель приноровились к трассе, и езда стала быстрой и гладкой: с тучами грязных брызг из-под колес, легкими заносами и пробуксовками - в общем, всем тем, что так ценят фотокорреспонденты.

Удовольствие прервали жалобы участников чемпионата, которые сапогами месили обочины трассы, ревниво записывая в блокноты наличие ям и трамплинов и крутизну поворотов (по регламенту спортсмены не имели права выезжать на круг до гонки): мы якобы разбиваем и без того ужасное покрытие. Но, по-моему, они должны сказать нам большое спасибо за пробитую колею, за то, что добрая половина луж была выдавлена нашими пробными заездами.

Нерегламентированные заносы

Однако главная интрига, как уже говорилось, развернулась на следующий день под Петушками - на 85-километровом круге, закрученном восьмеркой. Гонщикам предстояло нарезать пять кругов, чтобы определить победителей в абсолютном и командном зачетах, а также по трем категориям: N (национальная; с минимальными допустимыми переделками "Нив", "уазиков" и "газиков"), Т1 (Production; с незначительным усовершенствованием автомобилей уже импортного производства) и Т2 (Super Production, где конвейерный автомобиль переделывается как угодно, вплоть до втыкания под капот чужого двигателя и замены металлического кузова на полимерный для уменьшения веса).

Первый круг - он сложный самый. Хотя бы потому, что трасса неизвестна и особое значение приобретает работа штурмана. Кроме того, на трассе встречались гати - настилы из бревен поверх болот. Здесь колеса прокручивались, моторы задыхались, и в итоге показания спидометров и трипов (электронных измерителей пройденного расстояния) не соответствовали реальному местонахождению экипажа.

Надежда только на GPS и мозги штурмана, который за секунды должен оценить позицию, дабы не проскочить замаскированный под кювет поворот. Кроме того, первый круг трассы был в девственной грязи - ни следов от протекторов, ни высушенных бешеными колесами участков. На втором круге лужи сошли на нет - дикий ритм гонки, заданный лидерами, способствовал тому, что от дороги просто не осталось мокрого. Штурманы отдыхают. Пилоты рвут удила, а также сцепления, ГРУ, покрышки "и что у них там еще есть" (В. Высоцкий). Дорвались. Лидер чемпионата в категории N "Нива" с бортовым номером 235 из команды Красбанка (пилот Дмитрий Вилюнов, штурман Олег Кулешов) тормознула у очередного КП, чихнула и больше не завелась. Мы бросились на помощь и вытолкнули машину на обочину. Вовремя - через 10 секунд мимо с визгом пронесся Grand Cherokee. Экипаж "Нивы" был просто вне себя от досады. За жалкие часы до победного финиша подвело долбаное сцепление (вот и хвали после этого "сакс"), да к тому же спустило колесо! Местные мужички-охотнички, просто обалдевшие от происходящего, было вызвались дернуть лидеров своей "Нивой" на "галстуке", но не позволил комиссар по безопасности гонки Иван Евдокимов: сие строго запрещено регламентом.

Они еще и подводники

Наиболее жарко разгорались страсти в зачете Super Production. Первые 85 км гонки ужесточили главную интригу чемпионата России. Только последний этап мог окончательно установить чемпиона в самой престижной категории. По результатам первых трех этапов лидером был экипаж Алексея Беркута на Mitsubishi Pajero 3 - как в абсолютном, так и в личном зачете. Вплотную за ним шла Mitsubishi Pajero Challenger Константина Жильцова (штурман Константин Мещеряков). Другим явным претендентом на золото был Сергей Гиря на Toyota Land Cruiser 80. И вот о чудо, которое уму непостижимо. Уже через 34 км после старта Жильцов не только обгоняет Беркута, но и уходит аж в 10-минутный отрыв. Отрыв настолько ощутимый, что в персоналиях чемпионов России по ралли-рейдам-2004 уже практически никто не сомневается. Слишком опытен экипаж Жильцов-Мещеряков, чтобы позволить сопернику отыграть такое огромное преимущество, слишком много сил отдано для победы на предыдущих этапах - в Астрахани, в Ростове-на-Дону, в Питере.

И тут происходит непредвиденное. Досадная ошибка пилота? Кураж от запаха грядущей победы? Случайность, вызванная рельефом? Кто теперь разберет. А случилось вот что. Разогнавшись примерно до 100 км/ч, Mitsubishi Жильцова влетает на бревенчатый мост, перекинутый через безымянную речку; подвеска подпрыгивает на бревнах и уводит машину резко влево к перилам моста. Пилот инстинктивно берет руль вправо, но при соприкосновении с покрытием передние колеса натыкаются на очередное бревно, и согласно всем законам физики машина левым бортом ломает ограждение и летит с двухметровой высоты в воду. Приземление, точнее, приводнение было крайне неудачным - колесами вверх, кузовом вниз. Автомобиль так экстравагантно и застыл - над поверхностью торчат мосты, крыша покоится на дне.

Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Два человека в салоне очутились головами в воде, будучи намертво прихваченными к сиденьям пятиточечными ремнями безопасности. Первым удалось выбраться Косте Жильцову, который тут же бросился на помощь штурману. Отстегнул ремни быстро, но вытащить Мещерякова из кабины (тот уже нахлебался воды) мешали шлем, провода внутренней связи и защитная лента-решетка у окна. На трассе взвыла сирена скорой помощи, сопровождаемой машинами обеспечения. Слава богу, все обошлось, медики вовремя оказали Косте помощь и благополучно доставили экипаж к месту старта. Руководитель гонки Андрей Слепушкин оценил ситуацию и рисковать другими экипажами не стал. По его решению старт на регруппинге (смена очередности старта по результатам первых двух кругов) был отменен. Так закончился последний, четвертый этап чемпионата России по ралли-рейду. Поскольку за два часа гонок участники проехали менее 60% трассы, всем был начислен пониженный зачетный коэффициент 0, 5. В результате чемпионом России стал экипаж Алексея Беркута, третье место занял тандем под руководством Сергея Гири, а второе, несмотря на "оверкиль", по общему зачету занял "подводник" Костя Жильцов со товарищи.

Уже вечером недавний "утопленник" Константин Мещеряков, вспомнив, где он находится, сооружал коктейль "Слеза комсомолки" по рецепту Венедикта Ерофеева. Для полного соответствия оригиналу не хватало разве что жимолости

Организаторы чемпионата России по ралли-рейдам:

"Клуб 4x4"

(095) 734 4444

Фирма "А-Спорт Маркетинг"

(095) 506 9326

***

Как проснуться чемпионом

Принять участие в очередном чемпионате России по ралли-рейдам может каждый обладатель полноприводного автомобиля массой до 3, 5 т. Автомобиль можно арендовать (цена договорная), а можно действовать по формуле "сделай сам из ничего", то есть купить подержанный внедорожник и "точить" его до состояния гоночного авто. Такой глубокий тюнинг встанет еще в $10 тыс. (национальный класс) или до $70 тыс. (класс Super Production). За рубежом продаются нулевые, то есть абсолютно новые, раллийные прототипы, но стоят они уже под $300 тыс.

Следующий шаг будущего гонщика - получение лицензии. В чемпионате России она должна быть категории не ниже D. Чтобы ее получить, надо пройти тесты на вождение в структурах Российской автомобильной федерации (РАФ). Стоимость лицензирования минимальна - порядка нескольких сотен рублей. А дальше в путь. Стартовые взносы на участие в одном из четырех этапов чемпионата России в нынешнем году были следующими: автомобиль национальной категории (N) - 15 тыс. руб., автомобиль категории Production (T1) - 18 тыс. руб., автомобиль категории Super Production (T2) -20 тыс. руб. Кроме того, придется уплатить 2-3 тыс. руб. за такие услуги, как машины сервиса и сопровождения. Ну и еще страхование жизни и автомобиля, непредвиденные расходы на запчасти - все это учету не поддается.

P. S. Призовой фонд чемпионата России по ралли-рейдам пока составляет $0.

Графические материалы:

Предварительный календарь соревновании по ралли-рейдам на 2005 год.

Материалы доступны в бумажной версии издания