Перейти к основному содержанию

Главная      Финал, которого ждали все

Финал, которого ждали все

Неоднозначность отношения к заключительному пятому этапу чемпионата России по ралли начала складываться задолго до старта гонки. Раллийный комитет РАФ сомневался: сможет ли организатор обеспечить должный уровень соревнованию? Ярославец Тимофей Воробьев, москвичи Алексей Ковальчук и Сергей Успенский, уже обеспечившие себе чемпионские титулы, сняли главные интриги в классах «А6», «РП» и «N4» соответственно. А это уменьшало интерес к последнему этапу сразу у многих участников данных зачетных групп. Однако судьба еще трех чемпионских корон была не выяснена, что вызывало в конкурентах лидеров «N2», «Р10» и командного зачета острую необходимость в проведении ралли «Новороссийск».

Определив последний этап чемпионата на берег Черного моря, раллийный комитет РАФ очень долго ждал от организатора полноценной информации о готовности трассы. Но, несмотря на то, что с момента формирования календаря до последних выходных сентября 2004-го прошел почти год, выездные комиссии комитета раз от раза возвращались из Новороссийска неудовлетворенные. Хотя работы по подготовке шли полным ходом. Просто предыдущие ралли «Новороссийск», в том числе последнее в позапрошлом году, были асфальтовыми. А нынешнее решили провести по гравийным дорогам. Все это требовало от организаторов больших усилий. И, надо отдать должное, с поставленной задачей устроители «Новороссийска» справились. К дню старта трасса была готова.

- Все допы понравились. Они все разные, и покрытие очень интересное, — делился после прописки своими впечатлениями о новой трассе чемпион «N4» прошлого года москвич Андрей Жигунов. — Требует большой концентрации. Прогнозируются сходы по технике, по резине.

- Спасибо организатору за трассу, — вторил ему многократный чемпион России тольяттинец Александр Никоненко. — Спецучастки рабочие. Мне такие очень нравятся.

Даже председатель комитета ралли Сергей Успенский, который был самым рьяным противником « Новороссийска-2004», отметил:

- Все хорошо. Замечаний по трассе пока нет.

Претензии у свежеиспеченного чемпиона были, скорее, к своему тренировочному автомобилю. После того как на его Subaru вышел из строя двигатель, Успенскому пришлось пересесть на Citroen C2. Но и «французу» не посчастливилось: одна из придорожных канав «пригласила его к себе».

Неоднозначность отношения к гонке была и у местных жителей. Очевидно, не все из них являются горячими поклонниками автоспорта. Так, москвичу Андрею Матюхину пришлось «отражать нападение» старушки с мотыгой, которая пыталась отстоять виноградники, обильно обдаваемые пылью спортивными автомобилями. Не везет же им. То Горбачев со своим «сухим» законом, то гонки.

В очередной раз полную индифферентность к ралли продемонстрировало городское начальство. В позапрошлом году из-за форума, проходившего в Новороссийске одновременно с гонкой, ралли пришлось проводить в темное время суток. На сей раз руководители города решили, что им надо быть рядом с высокопоставленными представителями одной из прикавказских республик, прибывшими на футбольный матч. Более того, похоже, и все представители структур правопорядка также переместились поближе к стадиону, не оставив на торжественном старте ралли никого. Вследствие чего «торжество» обошлось без гимна, без поднятия Госфлага, а стартующие поехали по ногам неуправляемого человеческого коридора.

Первый же день, состоявший из трех спецучастков, прошелся по каравану участников, исключив из его состава таких сильных пилотов, как Анатолий Козлов на Citroen Saxo, Антон Захаров на Peugeot 306, Игорь Беньяминов на Mitsubishi Lancer и Руслан Федик, стартовавший на своем старом Subaru Impreza. Напомним, что предыдущие этапы Руслан ехал на Lancer команды «E-ART». Здесь же тольяттинец вышел под флагом команды «LADA Rally», чтобы помочь землякам выиграть чемпионский титул в командном зачете.

Для этой цели руководитель заводской команды АВТОВАЗа Степан Васильев выставил в Новороссийске очень мощный состав. Михаил Иляков, которому для оформления чемпионства достаточно было набрать три очка, поэтому он явно мог не рисковать и надежно привезти немалое количество очков в зачете «Р10». Кроме Александра Никоненко, в классе «А6» на таком же ВАЗ-21124 оказался и Виктор Школьный. При этом Виктор терял возможность стать победителем первенства в «Р12», но командное чемпионство — важнее. Поддержкой могла оказаться и помощь Андрея Васильева в «N2» или Руслана Федика в «N4». Но основной состав в Новороссийске выступил уверенно, а Руслана к тому же подвела коробка передач.

Быстрее всех по итогам первого дня оказался Сергей Успенский. Он выиграл самый определяющий доп «Виноградный» и в итоге дня оторвался от ближайшего преследователя, Андрея Жигунова, на 24 секунды.

- Немного мешает ехать «на полную» необходимость сберечь автомобиль перед гонкой «Саарема» в Эстонии, — пояснил свою «нерасторопность» Андрей.

Однако «сберечь автомобиль» первому номеру «Транс ТелеКом Ралли» не удалось. На второй день на седьмом СУ «Пруды» Lancer Жигунова вылетел с трассы и врезался в дерево. Экипаж не получил повреждений, чего нельзя было сказать об автомобиле. Тем не менее команда вынесла вердикт, что до эстонской гонки спортивный болид вернется в строй. Но выиграть командный зачет у «LADA Rally» уже не могла.

Сергею Успенскому также не удалось удержаться в лидерах ралли. Экипаж Успенский — Корнилов на 5 минут раньше прибыл на один из KB, что сразу добавило к их времени 5 минут штрафа и отбросило во второй десяток участников. Экипаж не согласился с действиями судей и написал протест, апеллируя, что организатор выпускает слишком много бюллетеней с корректировками и изменение времени на злополучном KB можно понять двояко. А пока протест рассматривался, Сергей Успенский с Александром Корниловым продолжили гонку в том же ритме, выигрывая один спецучасток за другим.

В результате на финише гонки Успенский с Корниловым были первыми с преимуществом над вторым экипажем, Александром Желудевым и Андреем Русовым, в 1 минуту 13 секунд. Но судьи отклонили протест команды

«URT», что автоматически означало выбывание Успенского из призеров ралли. На что председатель раллийного комитета написал апелляцию, имеющую большее время рассмотрения, и коллегия спортивных комиссаров задержалась с подведением итогов аж до глубокой ночи. Ведь к апелляции Успенского еще добавилась внушительная стопка протестов по поводу последнего допа.

Дело в том, что к последнему спецучастку уже окончательно стемнело. А пыль, поднимаемая впередиидущими автомобилями, перед стартующими за ними вставала, что называется, стеной. Вот на этот СУ и посыпались протесты участников. Но если апелляция Успенского играла роль только в определении тройки призеров ралли, то отмена или, наоборот, зачет последнего СУ сказывались не только на итоговом протоколе данного ралли, но и в чемпионате в целом.

В итоге аннулирование результатов последнего спецучастка и оставление решения по «делу Успенского» «как есть» вывело в победители ралли «Но-вороссийск-2004» Александра Желу-дова и Андрея Русова, которые всю гонку вели плотнейшую борьбу с Евгением и Алексеем Аксаковыми и Андреем Матюхиным со Светланой Козловой, занявшими вторую и третью ступени подиума. К тому же данная победа привела Александра Желудова к ви-це-чемпионскому званию в нынешнем сезоне.

Однако больнее всего отмена последнего допа сказалось на лидерах зачета «N2». Геннадий Броспавский, Андрей Бунеев и Андрей Свиридов шли по дистанции очень плотно, периодически отыгрывая друг у друга секунды. Каждый из СУ мог стать для них решающим. Определяющим стало решение судей. Нет последнего спецучастка: Брославский — первый, Бунеев с отставанием в 11,5 секунды — второй, Свиридов — третий. И абсолютно тот же порядок в чемпионате.

В очередной раз свои неординарные способности продемонстрировали Александр Никоненко с Валерием Кольчугиным и Виктор Школьный с Евгением Пушкарем. Они привели свои переднеприводные ВАЗ-21124 на пятое и седьмое места в абсолютном зачете, где до девятого значились только полноприводные Subaru и Mitsubishi. При этом в своем классе «А6» вазовцы уехали от третьего призера, Тимофея Воробьева, на 5 с лишним минут. А вторая позиция в классе «Р10» Михаила Илякова с Константином Швецовым вывела «LADA Rally» на «бронзу» в командном зачете «Новороссийска» и «золото» в чемпионате.

***

фото: