Обострение отношений
Сказать, что XXXII традиционный автокросс «Серебряная Ладья» закончился скандалом, будет не совсем корректно. Скандал случился, когда соревнование подходило к своему экватору. После третьей серии заездов в воздух над автодромом возле КВЦ АВТО-ВАЗа поднялся вертолет премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова. Победитель «Ладьи» 2001 года первым покинул тольяттинскую землю. Следом за ним в родные места потянулись и другие гонщики Татарстана.
Причем перед началом воскресной гонки ни один синоптик грозы не предвещал. Конец сентября — время для природы не грозовое, да и небо после субботнего дождя больше осадков не предвещало. В отношениях же между тольяттинцами и пилотами Татарстана всегда было соперничество. Соперничество принципиальное. Некоторым раздражителем являлся только «ничейный» результат в почти матчевых встречах: майского «Кубка Лада» и августовского «Кубка Президента Татарстана». Напомним читателям, что в начале сезона Ирек Миннахметов увез то-льяттинский трофей, а на исходе лета Алексей Иванов в Казани ответил за неучтивость гостей тем же: в четвертый раз выиграв «Кубок Президента». Счет «1:1» должен был измениться в чью-нибудь пользу, что каждая из сторон чувствовала остро.
Из 22-х заявившихся спортсменов, среди которых было 11 пилотов Татарстана, 8 тольяттинцев и трех представителей городов, не входящих в тот или иной «клан», в таблицу «16-ти» («Ладья» всегда проводится по спидвейной системе) после квалификационных заездов прошло по 8 гонщиков двух «главных команд». Оставшиеся шестеро оказались в составе запасных. Но история «Серебряной Ладьи» хранит память о победе тольяттинца Александра Забродина, который из первых запасных дошел до верхней строчки итогового протокола.
Первые «пристрелочные» заезды начали выводить лидеров ХХХИ-й «Ладьи»: Алексей Иванов, Владимир Колесов, Джаудат Миннахметов. Однако уже во втором заезде появились и нарушители спортивного регламента. Так, Рафаэль Фаттахов из города Мензе-линска за один заезд умудрился нарушить прямолинейность движения в 30-метровой зоне после старта и дважды совершить «кроссинг» против соперников. А уже в
третьей серии, когда гонка шла в полном разгаре, Фаттахов вновь зарабатывает предупреждение за «грубую езду». Два предупреждения — это уже исключение из гонки. Но в это же время за «грубую езду» аннулируется результат заезда казанца Эдуарда Куприянова. И это стало толчком для принятия казанцами других вариантов борьбы.
Усмотрев в данной ситуации предвзятость судейства, «сборная Татарстана» подала протест, ссылаясь на оставшийся незамеченным «кроссинг» со стороны тольяттинца Омара Кахишвили. Однако коллегия спортивных комиссаров, в которую входили в том числе москвичи — председатель кроссового комитета РАФ Григорий Лерман и бывший тренер кроссовой сборной страны Владимир Тягунов, — не усмотрела никаких нарушений и наказания оставила в силе. На это казанцы обиделись окончательно и больше не выезжали на старты своих заездов, предоставив путь запасным гонщикам.
В результате интрига соревнования разгорелась с новой силой только в суперфиналах, куда вышли четверо тольяттинцев: Владимир Колесов, Алексей Иванов, Павел Фадеев и Омар Кахишвили. Победы в заездах Колесова и Кахишвили выбрали, что кто-то из них должен стать победителем ХХХИ-й «Ладьи». Алексей Иванов, дважды пришедший третьим, сохранял только возможность подняться на пьедестал. Но погнутая рулевая тяга и задержка по ее замене свыше 5 взятых дополнительных минут не пропустили Алексея в последний суперфинал. Заезд стартовал, когда «восьмерке» Алексея уже прикручивали колесо. В итоге: первый — Владимир Колесов, второй — Омар Кахишвили, третий — Павел Фадеев.
***
фото: