Комфорт на дорогах
Для водителей и пешеходов разработана новая городская программа
Градоначальники в России, как и в других странах, передвигаются в служебных авто. А вот ростовского мэра встретить в салоне рейсового автобуса или трамвая — не редкость. Это не нарочитое «хождение в люди», просто так более становятся видны транспортные проблемы мегаполиса и пути их решения. Неслучайно по организации работы пассажирского транспорта Ростов обгоняет сегодня большинство городов страны, включая Москву. Практически из любого его конца в другой можно попасть без долгих ожиданий на остановках и пересадок, и тот же льготный проезд сохранен не только на муниципальных, но и на коммерческих маршрутах.
Ростов занимает одно из первых мест в России и по количеству личных автомобилей на душу населения. Так что вопрос: на чем ехать? — для большинства горожан не стоит. Проблема в другом: как избежать по пути пробок и заторов, особенно частых в центре города, где ширина проезжей части большинства улиц не превышает 9-12 метров? И вот в ее решении наметился долгожданный прорыв.
В этом году в Ростове начался первый этап реализации перспективной, не имеющей аналогов в других городах Юга России схемы организации дорожного движения. При ее подготовке брались во внимание наиболее эффективные методы, предусматривающие повышение плотности улично-дорожной сети, разделение транспортных потоков, увеличение скорости движения и пропускной способности как отдельных перекрестков, так и целых направлений.
Разработчики, в число которых вошли специалисты администрации города, ГИБДД, научных и проектных организаций, предложили, в частности, разгрузить ряд магистралей, введя там одностороннее движение, а встречное перенести на так называемые параллельные улицы. Так роль «дублера» ул. Текучева приняла на себя ул. Варфоломеева, что позволило избавить легковой транспорт и автобусы от километровых пробок между пр. Буденновским и Новым мостом.
Правда, между пр. Буденновским и Ворошиловским машины пока вынуждены двигаться бампер к бамперу, да и пл. Гагарина представляет собой в час пик тягостное зрелище. Что ж, не сразу дело делается: мало рассчитать и нарисовать новую схему движения, нужна огромная работа по обновлению покрытия на основных магистралях и прилегающих улицах. И она проводится: лишь с апреля по август объем только текущего дорожного ремонта превысил 30 тыс. кв. метров.
Участки улиц и направления движения в схеме определяются на основе данных мониторинга транспортных потоков, прогнозируемая ситуация просчитывается с применением разработанной учеными имитационной модели. Это сказалось на эффективности принимаемых решений.
С включением в основную дорожную сеть пер. Газетного интенсивность движения транспорта там увеличилась на 30 %, а по пер. Соборному — на 70 %. Благодаря чему по вечно грохочущей и загазованной ул. Красноармейской, между пр. Буденновским и Ворошиловским, теперь в час проходит на 500 — 600 машин меньше, чем прежде. А новая схема движения по пл. Химиков позволила не только вдвое увеличить там скорость движения, но и на 10 % снизить токсичные выбросы.
Особенность начатой работы — ее комплексный характер, включающий и внедрение современных средств регулирования движения, и обновление дорожных знаков, и разметки, и упорядочение мелкорозничной торговли на тротуарах, чтобы избавить пешеходов от необходимости лавировать между лотками и киосками, с выходом на проезжую часть, и ликвидацию стихийных парковок.
При этом администрация города стремится не ущемлять интересы ни одной из сторон. Легче всего, к примеру, было бы вообще запретить или резко ограничить въезд личного транспорта на забитые и без того улицы центра. Но в мэрии входят в положение жителей других районов и гостей города, приезжающих сюда за теми же покупками, и находят цивилизованное решение этого вопроса. В частности, ни один проект нового крупного торгового, зрелищно-развлекательного объекта или жилого комплекса не утверждается, если в нем не предусмотрена специальная парковка для транспорта. Разрабатываются планы сооружения подземных и многоярусных автостоянок. А пока уже с начала года с привлечением небюджетных источников в центре оборудованы заездные парковочные «карманы» общей емкостью 500 машиномест. Главная работа, разумеется, еще впереди. Но первая отдача, как видим, есть. Реализация схемы организации движения в центральной части города уже позволила перераспределить и оптимизировать потоки транспорта, задействовать неиспользуемые либо используемые частично участки параллельных улиц, разгрузить магистральные направления, улучшить экологическую обстановку. А в дальнейшем результаты будут еще более зримыми, и ощутят их буквально все горожане.
- Мы не должны ограничиваться только центром, — сказал, обращаясь к разработчикам схемы организации дорожного движения на последнем заседании коллегии администрации, мэр Ростова Михаил Чернышев. — Узких мест хватает и в других районах города, например: ул. Менжинского на Сельмаше, Темерник и т. д. Это требует системного подхода к начатой работе. Готовьте безотлагательно ваши проекты, предложения, чтобы мы уже сегодня представляли, чем будем заниматься в 2005 году и далее.
Схема потому и называется перспективной, что позволяет заглянуть в завтрашний день и решать не только текущие, но и фундаментальные задачи. В их числе — вывод с городских магистралей транзитного транспорта путем ввода так назывемого «большого кольца».
А разгрузке внутригородского движения поможет «малое кольцо», которое пройдет, в частности, по ул. Седова, пр. Театральному, ул. Локомотивной и Сиверса со строительством в створе последнего нового автомобильного моста через Дон. В перспективе - строительство еще одного аналогичного моста и в районе Зеленого острова...
При этом, подчеркивая необходимость думать о завтрашнем дне, мэр постоянно держит на контроле и сегодняшние задачи. Завершается реконструкция пр. Стачки, начата программа устройства твердого покрытия на грунтовых дорогах частного сектора города, поставлена задача энергично заняться и наболевшей проблемой ремонта внутриквартальных, дворовых проездов.
И хотя наш ростовский бюджет несопоставим по своим возможностям с московским или питерским, деньги для этих целей обязательно будут находиться. Ведь неслучайно дальнейшее развитие и улучшение содержания дорог мэр назвал на последнем заседании коллегии приоритетом работы администрации города.
Слова эти — настоящий бальзам для «автомобильного братства», к которому, кстати, с полным основанием можно отнести мэра. Михаил Чернышев не просто сам часто садится за руль машины, но и является виртуозным водителем, неоднократным участником авторалли. Так что, занимаясь транспортно-дорожными проблемами, он знает, что говорит и делает. Тем более эта работа, в конечном счете, отвечает интересам всех без исключения горожан: и водителей, и пассажиров, и пешеходов. Так что в верном направлении «рулит» наша мэрия.
***
фото: Улучшение содержания дорог мэр назвал на последнем заседании коллегии приоритетом работы администрации города.