Ралли для игровой приставки
Виртуальный мир гонок в соседстве с реальным
На коробках всех современных раллийных симуляторов обязательно мелким текстом сделана обескураживающая надпись: "Данный продукт не лицензирован FIA". Уже несколько лет ни один разработчик компьютерных игр не обладает официальными правами на воссоздание чемпионата мира по ралли (WRC). Это значит, что трассы в играх - вымышленные, а поведение машин лишь условно соответствует повадкам реальных болидов. А вот владельцам игровых приставок "Sony PlayStation 2" повезло больше, чем пользователям компьютеров. Скоро для этого устройства будет выпущен авторизованный FIA симулятор "WRC 4" , в котором виртуальные машины созданы на основе настоящих телеметрических данных, предоставленных раллийными командами, а трассы смоделированы с помощью спутниковой навигации. Корреспондент "Клаксона" побывал в Великобритании на премьере этой игры, которая прошла с невиданным размахом: телевизоры, укомплектованные рулями и педалями, были установлены прямо в боксах гоночных команд во время уэльсского этапа гонок WRC.
ПОЛЕ в пригороде Кардиффа было занято громадным палаточным городком, где разместились не только шесть команд, выступающих в элитном классе WRC, но и пара десятков раллийных "конюшен" , состязающихся в младших гоночных сериях "Group N4" и "Junior WRC".
...В боксах "Subaru" кипела работа над подготовкой машин к первому заезду. Сквозь шум пневматических гайковертов вдруг отчетливо донесся звук стартера из соседней палатки, в которой были установлены виртуальные кокпиты: гоночные сиденья с рулем и педалями и большие телевизоры. На экранах виднелось меню игры, и при каждой смене надписей из динамиков раздавалось сочное рявканье форсированного мотора.
Заняв место в свободном кресле, начинаю осматривать автопарк симулятора. Новейший участник ралли - "Peugeot 307" - впервые перенесен в игру. Машина чрезвычайно интересна в управлении: она идеально слушается руля при движении в быстром темпе и не прочь азартно скользить в виражах. "Болид" мгновенно отзывается на любую "провокацию" со стороны водителя, "метет хвостом" , позволяет играть газом и тормозом, по-разному выписывая дуги. Впрочем, у "Subaru" , "Ford" , "Mitsubishi" и других виртуальных машин управляемость смоделирована не менее реалистично. Как рассказали представители студии "Evolution" , разработавшей "WRC 4" , программисты тесно сотрудничали с инженерами всех команд чемпионата мира по ралли. Испытания ходовых качеств проводили профессионалы по доводке управления настоящих болидов. Это первая игра в мире, в создании которой приняло участие так много специалистов из реальных гонок.
Дотошность авторов в проектировании всей технической начинки игры неудивительна - ведь "Evolution" имеет огромный опыт подобной работы. В 90-е годы компания заработала себе имя на создании продвинутых авиационных симуляторов, мало чем отличавшихся от профессиональных тренажеров для пилотов-истребителей.
Машины по вкусу
Программисты скрупулезно подошли к имитации различных вариантов поведения машины. Это хорошо ощущается, когда изучаешь меню технических регулировок виртуальных "болидов" и меняешь настройки узлов и агрегатов.
- У каждого игрока свои предпочтения, - заметил Родерик Кеннеди, ведущий разработчик "Evolution" по моделированию управления "болидов" , помогавший мне подогнать автомобиль "под себя". - Кто-то хочет, чтобы машина в виражах легко срывалась в занос, а другому удобнее вести "болид" , не склонный к скольжениям. Важное значение имеют, скажем, регулировки стабилизатора поперечной устойчивости. Делая его жестче, мы уменьшаем крены кузова в поворотах, так что автомобиль послушнее реагирует на повороты руля.Но за счет того, что подвеска становится "зажатой" , на кочках он будет подпрыгивать, теряя курсовую устойчивость.
Всем, кто увлекается компьютерными автосимуляторами, известно, что для вождения правдоподобно смоделированной гоночной машины непременно требуются качественные руль и педали. Для игры на приставке это не менее важно. Производители компьютерных манипуляторов выпускают модификации своих моделей, предназначенные для "PlayStation 2". На презентации, скажем, встретились хорошие знакомые - руль и педали от фирмы "Logitech" , ничем не отличавшиеся от привычных аксессуаров для компьютеров. Однако статистика показывает, что большинство владельцев "Sony PlayStation 2" не тратятся на приобретение дополнительных манипуляторов. Большинство покупателей "WRC 4" скорее всего будут водить виртуальные "болиды" с помощью стандартного пульта приставки - так называемого геймпада с набором клавиш и мини-джойстиком, ответственным за поворот колес. И многое потеряют! Ход джойстика очень невелик, что не позволяет точно вести автомобиль в поворотах. А с управлением акселератором и тормозом дела обстоят еще хуже: этими функциями заведуют обычные кнопки, поэтому о различном дозировании тяги и замедления не может быть и речи. Эти недостатки не способны компенсировать ни отличная эргономика геймпада, ни его способность имитировать вибрацию на кочках и толчки при столкновениях...
Мнение профессионального гонщика
В гостях у команды "Ford" мне удалось поговорить с известным гонщиком Франсуа Дювалем. Он уже знаком с игрой "WRC 4". Больше всего пилота впечатлила достоверность компьютерной графики.
- Изображение очень похоже на реальную трассу, которую я вижу из кокпита, - говорит Франсуа. - Конфигурации поворотов проработаны довольно точно. Возможно, этого недостаточно, чтобы с помощью игры тренироваться дома перед гонкой, но здесь отлично чувствуешь специфику каждого спецучастка, его ритм и характер.
Трассы создавались с помощью технологии спутниковой навигации, способной с точностью до метра перенести в компьютер все изгибы поворотов и перепады высот. Общее количество спецучастков, включенных в "WRC 4" , превышает сотню, и многие из них представляют собой длинные "марафонские" заезды.
Игра, подобно настоящему раллийному сезону, состоит из шестнадцати этапов, проходящих в разных уголках мира. Состав трасс здесь - самый "свежий". Например, дороги Сардинии, в начале октября впервые принимающие чемпионат по ралли, уже вошли в симулятор. Вдобавок есть несколько тренировочных трасс. Они не являются плодом фантазии программистов, а скопированы с реальных тестовых треков в Финляндии, Англии и Испании, на которых работает команда "Subaru".
Самой оригинальной чертой "WRC 4" , пожалуй, можно признать функцию многопользовательской игры через Интернет. Авторам удалось сделать эти состязания очень увлекательными. На одну и ту же трассу могут одновременно выходить 16 игроков, но каждый видит машины соперников как полупрозрачные силуэты и может проезжать сквозь них. То есть азарт коллективного состязания сочетается с возможностью вести автомобиль как в обычной игре, когда на трассе лишь один "болид".
Подобным образом, с участием "машин-призраков" , будут организованы соревнования с реальными чемпионами по ралли. Из Сети игрок сможет скачать файлы, в которых записаны прохождения трасс ведущими пилотами WRC. Студия "Evolution" уже договорилась об этом с Петером Сольбергом из "Subaru" и Себастьеном Лоебом из "Citroen". Кстати, на финише ралли Уэльса эти двое гонщиков взяли "золото" и "серебро". Вскоре, когда симулятор "WRC 4" появится в продаже, игроки получат возможность поспорить с их результатами.
фото автора Кардифф - Москва