Перейти к основному содержанию

Главная      УДАРИМ АВТОПРОБЕГОМ!

УДАРИМ АВТОПРОБЕГОМ!

Участники ралли «Берендей» заблудились в костромских лесах.

Если вы уверены, что непременные атрибуты авторалли - это бешеная скорость и визг тормозов, то ошибаетесь. Сейчас среди автолюбителей пользуются популярностью так называемые штурманские ралли, в которых решающее значение имеет точность и безукоризненное соблюдение правил дорожного движения, а также... умение разгадывать тайные знаки. В прошедшую субботу в Костроме стартовало авторалли под названием «Берендей». В нем приняли участие костромичи и представители соседних регионов - всего 38 экипажей. Самыми точными и находчивыми на этот раз оказались москвичи.

Боязнь «чертовой дюжины»

Костромичи принимаю «Берендей» в своем городе четвертый год подряд. Первые соревнования прошли в 2004 году. Традиционно авторалли посвящается памяти прославленных костромских спортсменов-гонщиков Владимира Джанковича, Сергея Чертова и 4-кратного чемпиона СССР Николая Бахмурова. К настоящему моменту «Берендей» снискал популярность среди автомобилистов не только Костромы, но и Москвы, Ярославля, Ростова Великого и Нижнего Новгорода. Гости из этих городов постоянно принимают в нем участие и показывают неплохие результаты. Кроме того, наш «Берендей» является одним из этапов кубка штурманских ралли, финал которого проходит каждую осень в Подмосковье. Раньше авторалли стартовало на Сусанинской площади, но в этом году стартовую площадку пришлось перенести к КВЦ «Губернский». Конечно, мероприятие в центре города было более зрелищным. Итак, первый экипаж отправился в путь 4 августа, ровно в 10.00, за ним с периодичностью в 2-3 минуты выехали и остальные 37 команд. В составе экипажа - два пилота: первый (водитель) и второй (штурман). Участникам ралли не чужды суеверия: экипажа под номером 13 не было. Сразу за 12-й шла 14-я машина.

И «Ока», и «Лексус»

Каждый автомобиль при старте въезжал на эстакаду, а ведущие в это время называли имена пилотов, город и опыт участия в соревнованиях. Костромичей среди участников ралли было меньше половины. В основном, это начинающие «гонщики», дебют для которых состоялся в 2006 году, или даже в начале этого года. Без сомнения, им было сложно тягаться с настоящими мастерами своего дела со стажем участия в ралли порядка 10 лет. Впрочем, никто не спорит, что в спорте главное - участие. Основное достоинство этих соревнований - отсутствие ограничений по полу, возрасту, а главное - по техническим характеристикам автомобилей. Нашлось даже несколько чисто женских экипажей, а также экипажей под управлением семейных пар. Автомобили, в основном, «Жигули»: «девятки», «восьмерки», «классика». Из иномарок мощностью выделялись «Субару» и внедорожник «Лексуе». Самой компактной оказалась «Ока». Впрочем, бывалые «гонщики» уверены, что мощность автомобиля в таких соревнованиях почти не играет роли. О быстроте можно вспомнить только на спринтах и слаломах, в остальных заданиях решающую роль играет точность.

Блуждающие автомобили

Каждый штурман получал специальную дорожную книгу, в которой в весьма иносказательной форме был прописан маршрут движения, который до последнего держался в секрете. Перед стартом сообщили лишь то, что он будет проходить по асфальтовым, бетонным и грунтовым дорогам, основными «опорными пунктами» станут Судиславль и Волгореченск, общая протяженность маршрута при этом составит 373 километра. Дорожная книга состояла из 41 сектора, которые, как ребус, приходилось разгадывать штурману. На каждом участке нужно ехать с определенной скоростью, чтобы успеть к судейскому посту вовремя: как за превышение нормы, так и за излишнюю медлительность экипажи получали штрафные баллы. Привычные географические названия в дорожной книге также отсутствовали. Их заменили оригинальные, такие, как Бугры любви, Расстилахи. Найти аналогию этих наименований с местностью - ещё одна задача второго пилота. Любая ошибка грозила экипажу потерей курса. Кстати, такие инциденты на соревнованиях случались. 6 машин из 38 были сняты с соревнований. Один автомобиль сломался прямо на выезде из Костромы: «полетело» сцепление; ещё пять потерялись в глуши дорог нашей области, сбившись с курса. Они опоздали к судейскому посту больше, чем на 30 минут, и были дисквалифицированы.

Спринты и слаломы

На мой взгляд, самыми трудными заданиями для первых пилотов (тех, кто за рулем) были спринты. Необходимо проехать разухабистую грунтовую дорогу с максимальной скоростью. Ловкость рук потребовалась и на слаломах, где на высокой скорости нужно объезжать установленные фишки, правда, уже на привычном асфальте. «Водитель должен быть одним целым с машиной», -делились своими секретами «гонщики». Глядя на их крутые виражи, с этим утверждением нельзя не согласиться. Первые экипажи стали возвращаться в Кострому - финиш - Ипатьевская слобода -около 22.00. В дороге они провели в общей сложности 12 часов, включая обед и четыре часа отдыха в Волгореченске. За целый день они не на шутку устали, а на автомобилях осела пыль дальних дорог. Впрочем, это приятная усталость - сознавались участники.

Здесь штурман - главный

На следующий день стали известны имена победителей. Это экипаж под номером 12 из Московской области. Первый пилот - Сергей Горбачев, второй - Анита Яунсилс. Оба кандидаты в мастера спорта. Финишировали они на старой доброй «девятке». Корреспонденту «МК» удалось поговорить с ними и выведать секреты профессионалов.

- Анита, вы ранее принимали участие в ралли подобного рода?

- Да, конечно. У меня это где-то 70-й старт. Участвовали в ралли в Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

- Как вы оцениваете ралли «Берендей»? Уступает ли он другим?

- Мне нравится организация этого ралли, нравится трасса. Четвертый раз я приезжаю на «Берендей», и все разы была довольна. Каждый раз я жалею, что тех хороших мест, что были в прошлый раз, не задействовано. Но в то же время появляются новые. Сергей: «Берендей» не уступает другим ралли, во многом он даже интереснее некоторых

- Тяжело ли было расшифровывать карту? Или для такого профи, как вы, это просто семечки?

- Если как семечки, то значит, трасса слабая. А здесь видно, организаторы хорошо стараются.

- Чья роль на ралли важнее: пилота или штурмана?

- Ралли этого класса не зря называют штурманскими. Если водитель «не фонтан» -можно с хорошим штурманом дать неплохой результат, а вот если штурман подкачает - надеяться не на что. Но нельзя недооценивать и пилота. Главное - работать слаженно.

- Что бы вы могли посоветовать тем, кто захочет в будущем принять участие в ралли «Берендей»?

- Обязательно принимать участие! В Костроме, к сожалению, нет школы раллистов. А в больших городах, например, в Нижнем Новгороде, такая школа есть, они проводят учебные ралли для начинающих. Можно попробовать себя там. Недалеко от Костромы - в Ярославле - осенью проводится учебно-тренировочное ралли, оно полегче «Берендея». Чтобы научиться, надо ездить.

- Сергей, как вам костромские дороги? Сильно разбиты?

- Дороги в целом на уровне. Была пара участков плохой дороги, но это ещё одна сложность ралли, только и всего. Экипажи клуба раллистов «Ярославка» (Московская область, город Пушкин), куда, помимо победителей, вошли ещё две команды, благодарят костромичей, хозяев ралли «Берендей», за интересную трассу и достойную организацию соревнований. Второе место в абсолютном зачете досталось Климкину Сергею и Люлину Александру из Москвы, третье - также за столицей - экипаж Рудокова Николая и Буровой Елены. Костромичи тем временем потеряли былую пальму первенства (Кострома взяла первое место в прошлом году). Из костромских участников самые большие успехи у Огаркова Алексея и Строителева Ивана: они заняли 14-е место. Н.Н.