Перейти к основному содержанию

Главная      На Дакаре нам равных нет

На Дакаре нам равных нет

Шумахером на КамАЗе в шутку называют в мире автоспорта Владимира Чагина. Как известно, в каждой шутке есть доля правды. И большая. Недаром российские автогонщики в седьмой раз выиграли ралли "Лиссабон-Дакар-2006". Такие перегрузки, что выпали им на долю, не снились даже пилотам "Формулы-1". У последних на замену колеса уходят считанные секунды, а команде Владимира Чагина пришлось не один час откапывать в песках колесо, чтобы привести его в порядок.

Напомним, в январе российский экипаж на КамАЗе в составе пилота, заслуженного мастера спорта РФ Владимира Чагина, штурмана, руководителя команды, заслуженного мастера спорта РФ Семена Якубова и механика, заслуженного мастера спорта РФ Сергея Савостина занял первое место на ралли "Лиссабон-Дакар-2006" в классе грузовых автомобилей. Это седьмая победа команды "КАМАЗ-МАСТЕР" в автомарафоне, рекорда которого не добивалась ни одна команда за всю историю гонки. А другой экипаж "КамАЗа" в составе пилота, заслуженного мастера спорта РФ Фирдауса Кабирова, штурмана, заслуженного мастера спорта РФ Айдара Беляева, механика Андрея Мокеева заняла третье место.

Даже в крещенские морозы казанская земля встретила чемпионов необычайно тепло. В здании аэропорта "Бегишево" состоялась торжественная церемония, в которой приняли участие родные и близкие членов команды, представители мэрии, руководства завода, лидеры молодежных общественных организаций и много журналистов. Победителям были зачитаны I поздравительные телеграммы от руководителей республики Татарстан и Госдумы Российской Федерации.

В зале торжеств Казанского кремля прошла встреча Президента РТ Минтимера Шаймиева со звездной командой "КАМАЗ-МАСТЕР".

Минтимер Шаймиев заметил, что камазовские гонщики из сорокаградусной африканской жары попали в тридцатиградусный российский мороз.Сейчас "КАМАЗ-МАСТЕР" - это не просто спортивная команда, но и уникальная школа. На победу в самом престижном супермарафоне работала вся команда КамАЗа. Свои знания и умения приложили и конструкторы, и инженеры, и рабочие, пилоты, штурманы и механики команды. Победа "КАМАЗ-МАСТЕР" - это огромное достижение не только КамАЗа и республики, но и всех россиян, и отечественной автомобильной промышленности. На торжественном мероприятии глава республики вручил членам команды "КАМАЗ-МАСТЕР" - победителям ралли "Лиссабон-Дакар-2006" медали "За доблестный труд". Он преподнес в дар камазовской команде чашу, символизирующую казан, которую держит на своей спине золотой барс, -этот подарок вручался в дни празднования тысячелетия Казани главам иностранных государств.

- Победа в этом году была нелегкой, - говорит Владимир Чагин, - на генеральной классификации мы взяли первую позицию и не отдали ее до самого финиша. Середина трассы была очень трудной - машины проваливались в сыпучие мавританские пески. Нам как лидерам нужно было самим искать проход между дюнами. Побывали в воронке, просидели два часа с размонтированным колесом, на следующий день потеряли еще час. Лидерство сохранили, но отрыв сократился до минимума. Нам показалось, организаторы сознательно сделали маршрут таким сложным.

Не обошлось в пути без поломок. На девятом этапе разорвалась продольная рулевая тяга - такой "сюрприз" ни разу не сваливался на команду. По предположению пилота, причина - производственный недостаток в месте изгиба тяги. А в песках при завязших колесах усилия на рулевую тягу возрастают многократно. Не выдержал металл. Эта поломка отняла у раллистов более трех часов времени и сказалась на конечном результате. Сравнивая автомобили других производителей, а в ралли участвовало более 70 команд, гонщики уверены, что "КамАЗ" - лучший в классе спортивных грузовиков. Уступает зарубежным аналогам в комфорте, в качестве отделки, но, как показывает опыт последних лет, в экстремальных условиях ему пока нет равных. Недаром в Сенегале наши

"КамАЗы", которым по 15- 20 лет до сих пор ездят без фирменного техобслуживания. Особенно рад победе Владимир Чагин, который спустя год вернул себе звание чемпиона легендарного автомарафона, который часто называют одним словом - "Дакар". Данный ралли-рейд по-прежнему остается самой опасной и самой притягательной гонкой в мире. Эта победа стала для 36-летнего пилота уже пятой. Чагину нужно выиграть еще одну гонку, чтобы сравняться по количеству первых мест с чехом Карелом Лопраисом. Для команды же из Набережных Челнов нынешняя победа - - седьмая по счету. А команда уже побила достижение чешской "ТАТРЫ", на счету которой - шесть побед.

В этом году участники ралли-рейда преодолели в общей сложности более 9000 километров. Трасса пролегала через территорию шести стран - Португалию, Марокко, Мавританию, Мали, Гвинею, Сенегал. Она была разбита на 15 этапов. На каждом - - проверка на прочность, самоотверженность, выносливость. Невзирая на звания и регалии. Многие не выдерживали, ломались. Наши ребята выдержали. Они не просто дошли до Дакара, что само по себе почетно, а вновь оказались недосягаемыми для соперников.

Уже не первый год конкуренты пытаются понять, в чем же секрет успехов команды "КАМАЗ-МАСТЕР". Изучают ее вдоль и поперек, ищут способы сместить россиян с лидирующих позиций, но тщетно. Организаторы гонки чего только не придумывают для того, чтобы нарушить гегемонию камазовцев, но тщетно. Наши снова победили!

Всего полтора десятка лет назад только оптимисты могли поверить, что машина, сделанная на берегах Камы, сможет доехать до столицы Сенегала. А уж о победе детища российского автопрома на "Дакаре" могли тогда мечтать лишь фантасты. Но невозможное случилось. Даже закоренелые скептики не могут не признать, что в кратчайшие сроки прилежные ученики из Набережных Челнов превратились в авторитетов, у которых не стесняются учиться и перенимать опыт.

Мавританский песок -это настоящая мука, - продолжает Владимир Чагин. - Он настолько сыпучий, что машина проваливается в него, выходишь из него и опять проваливаешься по щиколотку. Незадолго до дня отдыха мы дважды попадали в песчаные ловушки. Выгребаешь песок из-под колес, а он не выгребается. Теряли время, десятки минут и часы, но все же добирались до финиша. Больше всего мечтал доехать до дома и поесть домашних пельменей.

Вот такие скромные запросы у одного из самых знаменитых спортсменов в мире. Чагин словно и не понимает, что, покорив в очередной раз "Дакар", он уже встал в один ряд с такими великими асами "Формулы-1", как Михаэль Шумахер.

Владимир Чагин родился 5 января 1970 года. Последние лет 10 он отмечает Новый год и свой день рождения на "Дакаре". К своим вершинам шел постепенно. В команду пришел 19-летним пареньком, прошел все ступени профессионального мастерства. Когда-то Чагин был обычным камазовским "водилой", а первые шаги на знаменитом ралли-рейде сделал в качестве механика. И лишь затем стал пилотом самого престижного автомарафона в мире.

После первой победы на "Дакаре" Чагин не успокоился. Он выиграл еще три гонки подряд и лишь в прошлом году уступил пальму первенства своему товарищу по команде Фирдаусу Кабирову. По признанию Владимира, уже через несколько недель после окончания очередной супергонки он начинает чувствовать зов африканской пустыни и желание посоревноваться. Нет сомнений, что, если не случится ничего непредвиденного, Владимир снова выйдет на старт "Дакара".

Далеко не все знают, что в свободное от гонок и тренировок время Чагин выполняет обязанности начальника бюро организации процессов производства департамента специализированной техники НТЦ ОАО "КамАЗ".

- Садясь за руль в "мирных условиях", я испытываю настоящий кайф от того, что не надо ни за кем гнаться. За превышение скорости мою "Тойоту" гаишники тормозят от силы раз в месяц, - признался как-то Владимир.

фото автора