ПРИШЛА ПОРА РАЗВИВАТЬ ТЕРРИТОРИИ
Курильск - один из немногих городов нашей области, где время не только не остановилось, но и движется как-то по-особенному быстро. Бурный экономический рост, начавшийся здесь в конце 90-х годов, принес очевидные, зримые результаты. За считанные годы в районе построены и успешно работают современные рыбоперерабатывающие комплексы, возведен первый на Курилах капитальный причал, ведется строительство нового здания районной больницы, прокладывается дорога к месту будущей геотермальной электростанции, капитально отремонтирован детский сад, реконструированы рыбоводные заводы в Курильске и Рейдово... Какие-то из этих объектов профинансированы за счет государственных средств, предусмотренных федеральной программой развития Курильских островов. Большая часть - за счет частных инвестиций ЗАО "Гидрострой". Однако важно не это. В Курильском районе одинаково эффективно работают любые деньги. Настолько эффективно, что, начиная с 2000 года, крохотный даже по сахалинским меркам район, население которого составляет чуть больше семи тысяч человек, перестал считаться депрессивным и претендовать на дотации федерального и областного бюджетов. Более того, сам стал донором областного бюджета. Такое вот курильское экономическое чудо.
Однако, вопреки чудесным переменам, коммунизм в отдельно взятом муниципальном образовании не состоялся. За бурным ростом производства не последовало логического продолжения - улучшения социальной инфраструктуры. В удручающем состоянии находится жилищный фонд района. Деревянные дома, в массе своей построенные 30-50 лет назад, изношены на 90 процентов. Не менее печальную картину представляют собой курильские дороги. На Итурупе, как, впрочем, и на других островах Курильской гряды, нет дорог с твердым покрытием. А для действующих грунтовых "магистралей" существует только два состояния: пыль - в сухую погоду и непролазная грязь - в дождливую. И если в населенных пунктах районные власти пытаются следить за состоянием дорожного полотна, то в аэропорт Буревестник, который находится в 60 километрах от районного центра, добраться на легковом автомобиле практически невозможно. Оттого самая популярная техника здесь - внедорожная. Вместо общественного транспорта - вахтовки на базе КамАЗов и Уралов. Экстремальное ралли продолжается круглый год.
Когда после часовой тряски на вахтовке из Буревестника в Курильск подъезжаешь к новеньким, до неприличия ухоженным корпусам рыбоперерабатывающего завода "Ясный", принадлежащего ЗАО "Гидрострой", хочется спросить сакраметальное: "Где деньги, Зин?"
И в самом деле, контраст между новым и старым здесь настолько силен, что вопрос о деньгах возникает непроизвольно. Если район самодостаточный и даже где-то донор, то почему люди живут в таких убогих условиях? Если ктото приворовывает и доходы территории, должные идти на одни нужды, идут совсем на другие, то куда смотрит прокуратура? И, в конце концов, если вокруг такое богатство, то откуда тогда эта бедность?
У мэра муниципального образования "Курильский район" Игоря Карпмана, как ни удивительно, есть ответы на эти вопросы.
- Было время, когда мы вдруг поверили, что если будем хорошо работать, то и жить будем неплохо, -вспоминает Игорь Иосифович. - В 2000 году у нас впервые был превышен уровень бюджетной обеспеченности, мы сами заработали достаточно средств, чтобы обеспечить собственные нужды района. В 2001-м появился пусть и небольшой, но бюджет развития. Мы тогда сумели ввести надбавки самым малооплачиваемым работникам бюджетной сферы. Отремонтировали детский садик, перекрыли ветхие крыши на ряде жилых домов... Ну а потом развитие закончилось. Видя в Курильском районе постоянный рост доходов, финансовое управление области стало нам планомерно снижать нормативы.
Было бы ошибочно полагать, что именно в финуправлении сидят особенно радикально настроенные граждане, которых хлебом не корми - дай отнять у муниципалов честно заработанное. В своих действиях областные финансисты всего лишь руководствуются методикой, разработанной Министерством финансов. Согласно инструкции, в районе должно оставаться ровно столько средств, чтобы обеспечить содержание бюджетников, образование, медицину, социальную сферу, а "излишки" - изыматься в областной бюджет. Потом часть денег вернется в районный бюджет, но уже в виде помощи, централизованной поддержки. Таким образом государство пытается соблюсти принцип выравнивания, обеспечивающий равный уровень жизни и для развивающихся регионов, и для депрессивных. Но, помогая слабым, оно обескровливает сильных, отнимая стимул к дальнейшему развитию.
- Если в 2001 году в районе осталось 100 процентов собранного нами налога на прибыль, - продолжает И. Карпман, - то в 2002-м только 62, 1 процента, в 2003-м - 49, 1 процента, а в 2004-м этот норматив снизился уже до 10, 9 процента. Та же картина и по подоходному налогу. Получается так, что в самодостаточные-то мы попали, а в бюджетной сфере испытываем больше проблем, чем дотационные районы. Постепенно, одну за другой, мы утрачиваем завоеванные позиции. В течение нескольких лет нам удавалось поддерживать среднюю заработную плату на высоком, по областным меркам, уровне. В 2003 году, к примеру, она составляла 12, 8 тыс. рублей - это третий показатель по области после Ноглики и Охи.А сегодня дошло до того, что впервые за последние годы у нас возникла задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы. Еще немного - придется вводить ограничения подачи электроэнергии, потому что нам не на что купить топливо для работы электростанции. Подход, когда всех стригут под гребенку, а потом поддерживают ссудами в течение года, никого не может удовлетворить.
Озабоченность мэра поддерживают и руководители крупных предприятий, расположенных на территории района.
- Такой подход к формированию районного бюджета уже привел к серьезным социальным противоречиям, - считает депутат районного совета, генеральный директор ЗАО "Гидрострой" Александр Верховский. - Люди видят, как активно развивается производство на Итурупе, но при этом не ощущают позитивных перемен в своей собственной жизни. Возникает конфликт, появляется чувство раздражения, недовольства происходящим. А убедить людей в том, что мы честно выполняем свои обязательства перед районом и в полной мере выплачиваем налоги в бюджет, очень трудно. Вернувшись с современного производства в аварийное жилье, человек перестает воспринимать какие-либо аргументы. Честно говоря, многие аргументы непонятны и мне тоже. Я, например, не понимаю, почему наравне с Южно-Сахалинском и Ноглики Курильский район является донором. Мы что, финансовый или нефтяной центр области? Или мы добываем всю рыбу Сахалина и Курил"?
В начале августа разговор о принципах межбюджетных отношений зашел на выездной коллегии при губернаторе Сахалинской области. Ознакомившись с работой предприятий района, Иван Малахов провел совещание с участием областных и районных чиновников, депутатов районного совета. В своем выступлении мэр особо отметил, что жители Курильского района составляют всего 1, 2 процента от общего числа населения области. При этом их доля в валовом региональном продукте области - 2, 5 процента. Производительность труда на одного жителя района составляет 120 тыс. рублей - это второй показатель по области. На первом - Ногликский район с его нефтяными производствами.
- Мы не призываем поставить Курильский район в приоритетное положение, - подчеркнул И. Карпман, - но хотим понять, почему мы должны жить хуже дотационных районов. Наш район слишком мал в масштабах области, чтобы те средства, которые у нас изымаются, решили какие-то принципиальные проблемы областного масштаба. Зато для нас они необходимы. И, прежде всего, для того, чтобы люди увидели, что от их работы зависит собственное благополучие.
Комментируя выступление мэра, заместитель начальника финансового управления области В. Исаев подчеркнул, что формирование бюджета района осуществляется по единым нормативам, поэтому говорить, что муниципальное образование обделяют, было бы несправедливо.
Однако губернатор поддержал позицию мэра.
- Стало привычным уравнительное отношение к работающим, творчески подходящим к развитию своей экономики районам и к тем, кто идет в арьергарде, - отметил Иван Павлович. - Но это неправильно. Тем, кто хорошо трудится и хочет развиваться дальше, надо оставлять хотя бы 70 процентов от заработанного. Методика распределения средств хороша только тогда, когда она стимулирует развитие территории.
Хватит ли у областной исполнительной власти полномочий, чтобы изменить сложившиеся принципы межбюджетных взаимоотношений? Поживем, как говорится, увидим. Однако надо отдавать себе отчет в том, что иного пути просто нет. Страна уже пережила этап, когда выравнивание бюджетной обеспеченности было единственным способом сохранения социального равновесия. Сегодня другая ситуация. Позитивные перемены в экономике все же произошли, даже если большинство россиян пока не ощущают их на себе. Это сигнал того, что наступает время развития территорий.