Перейти к основному содержанию

Главная      Юрий Чернов: "Мастер спорта - это минимум!.."

Юрий Чернов: "Мастер спорта - это минимум!.."

Сегодня, 11 августа, исполняется 60 лет знаменитому тверскому мотогонщику и тренеру Юрию Чернову. В канун своего юбилея Юрий Васильевич и рассказал нам свою мотогоночную историю.

В мотоспорт через...

Родился я в Калинине и с детства хотел заниматься велоспортом. В нашем доме жил Виктор Капитонов, велогонщик, олимпийский чемпион, видимо, от него я и заразился "великами". Велосипед поставил меня в определенные скоростные рамки. А мне хотелось все быстрее и нравилось, как ребята в ДОСААФе на мотоциклах носятся. Для пробы купили моторчик, установили на велосипед. Естественно, впечатления другие - понравилось. Потом купили мотоцикл. Я "запал" на мотоциклы еще больше. И лет в восемнадцать пришел в ДОСААФ. Меня допустили на тренировки в Первомайской роще на своей технике. Я ездил вместе со всеми, иногда обгонял. Чуть позже дали раму с колесами "от забора". Я ее собрал, двигатель сделал. На первой гонке в Нелидове я и упал с этой неуклюжей, страшной "макаки", с мотором в 125 кубиков. Хотелось ехать быстрее - упал, перевернулся, нос поранил. А потом пошло, пошло... Стал сам моторы делать, много перебрал их. В те времена, чтобы ехать быстрее, нужно было мотор помощнее иметь. Для этого приходилось много читать, много изучать, самому лить, самому точить, самому подгонять, рассчитывать. А литературы столько было перелопачено - ужас! Даже сам разрабатывал технологию литья поршней, колец, гильз. Зато моторы получались мощные, и люди с других команд интересовались: "Как? Что?".

Мастер спорта

Звание "Мастер спорта" мне дали в 1970-м, в ежегодном кроссе в Дубне я занял третье место. Я считаю, что выполнение нормы мастера спорта, это минимум. Если занимаешься каким-нибудь спортом, то "мастер" - это тот минимум, которого нужно достичь. А потом уже думать: идти дальше или остановиться. Я еще и гимнастикой занимался, у меня первый разряд. Но я считаю, что это ничто - что такое первый разряд? - выполнил, и выполнил. Ребятам всегда говорил: если способности есть, то мастера вы должны достичь. А дальше уже дело ваше: либо вы перейдете в центральную команду, или в специализацию (лед, трек, гаревая дорожка, кросс). Но минимумом остается мастер спорта.

В нагрузочку

Свободным гонщиком я недолго был. Я потом стал тренером в ДОСААФе. Мне надо было начинающим что-то рассказать, показать. До этого тренером у нас был отставник, хозяйственный мужик был. Правда, сам спортом не занимался. А нам этого уровня мало было. Вот если я сейчас приду, допустим, в футбол, и буду всем руководить - это же будет полный ноль.

Вообще я воспитал 12 мастеров мотоспорта СССР. Перед уходом мне оформляли звание заслуженного тренера, документы собирали. А потом после 1985 года начались пертурбации разные, и я вообще ушел из спорта.

На лед выходит... мотоцикл

Еще был интересный этап - переход на ледовые гонки. Кросс - это основа, с нее надо начинать, как начальная школа. А вот ледовые гонки на мотоциклах - это такая изюминка, с которой не все могут справиться. В становлении этого вида помог тогдашний корреспондент "Смены" Борис Спасский. Он хотел сделать что-то новое, расширить круг, так сказать. И мы "придумали" мотогонки на льду. Первые соревнования прошли на "Вагжановке", тогда нас было шесть человек. Стало проводиться "Кольцо Скорости" на приз газеты "Смена". Этапы проходили во Ржеве, Вышнем Волочке. За шипами для гонок я ездил в Москву, привозил их на электричке, в чемодане. Там нам старье "сплавляли", а мы рады были, это же шипы! Потом мы только узнали, что их надо делать короче, после научились сами точить, или заказывали. Но для первых гонок эти, московские, были достижением. В Москве, в центральном мотоклубе, прознали про наши занятия, посмеялись и сказали: мол, несерьезно это, вы занимайтесь уж мотокроссом, а сюда нос не суйте, вам это не по зубам.

Семен Ефимович Рускол (начальник калининской техшколы ДОСААФ), как-то сказал: "Что мы все варимся в областном "соку"? Давайте попробуем чемпионат СССР провести!". В Москве удивились и сначала "дали" товарищескую встречу. Они покатались, им понравилось: стадион хороший, скоростной трек, все рядом. Далее провели четвертьфинал чемпионата СССР. Следующую гонку мы провели в рамках международной товарищеской встречи - иностранцы вообще "балдели" здесь. Им очень приглянулся наш Центральный стадион, и в городе все компактно расположено. В общем, это были праздники... Проводили полуфинал чемпионата мира, потом неоднократно финал. А потом лед "растаял"...

Опасность на каждом шагу

Опасных ситуаций было очень много. В кроссе опасность на каждом шагу поджидает. Но, как мне кажется, самое опасное - это когда твой подопечный где-то кувыркается. Был у нас Анатолий, очень хотел в ЦСКА попасть. На гонках два заезда выиграл, а тренер из ЦСКА говорит: пусть и в третьем прокатится. Тогда-то я его не остановил. Кувырнулся. Надо было не давать ехать. Очень неприятно, когда кто-то из спортсменов... А сам-то когда падаешь, оно и не заметно. Только сильно обидно за утраченное время, которое нужно на восстановление здоровья. А чтобы не упасть, просто нужно знать ту "черту", за которую переходить нельзя. Да оно и в любом деле так.

Автомобили

С Юрием Ниловичем Бахориным мы как-то поехали на ралли "Селигер". Подготовили в гараже "Победу". Дизельную. 50-сильный мотор поставили от зарубежного погрузчика. Установили большие широкие колеса от "Чайки". На спецучастке в Николо-Малице заняли третье место. На этих ралли был случай. Подъезжаем к одному контрольному пункту, и тут же "подлетают" москвичи: "Слушайте, мужики, пропустите вперед, ведь все равно вы нас на своем дизель-электроходе догоните!". К сожалению, совсем перед финишем у нас сломалась полуось, оставалось-то всего ничего... Кстати, Слава Былинкин, получив мастера спорта в мотоциклах, перешел в автомобили и там тоже добился звания мастера. Я же в автоспорт дальше не пошел. На обычных машинах ездить мало интересно... Да и как-то несерьезно я к этому относился.

Тогда и сейчас

Те времена были хорошие. Любой мальчишка мог прийти в ДОСААФ, его смотрели и могли "отобрать". Я сам так пришел. Дали мотоцикл, плохонький, но дали. В кружках Дворца пионеров можно было заниматься. Для детей время было хорошее. Кто хотел чем-то заняться - занимались. Не болтались просто так. До мотоспорта я одно время ходил в дом культуры вагонного завода, там была секция циркового искусства. Меня даже артист Маяцкий приглашал поехать в гастроли, но я уже "заболел" мотогонками и не мог их бросить. Мог даже во Францию попасть, но не изменил мотоциклам. А с ними зато я всю страну объездил - чуть ли не от Владивостока до Калининграда, все гоночные трассы посетили!

Во времена СССР, как что сломается, к начальнику: так и так, мол, поломалась деталь. Что делать - иди, выписывай на складе. И вот уже прикручиваешь "новье". Сейчас мотоцикл стоит много денег, гонки тоже требуют затрат (в общем можно новую машину купить на эти деньги). Занятие спортом обходится дорого. Спорт встает на профессиональную основу. Может, оно и к лучшему, просто надо пережить процесс становления, на новую ступень встать...

Юрий Васильевич, поздравляем Вас с юбилеем!