Перейти к основному содержанию

Главная      Техника военная, серьезная...

Техника военная, серьезная...

Видеть армейские машины в действии, могут как правило лишь люди военные, а все остальные - по ТВ в репортажах из "горячих точек". Но один раз в год на подмосковном полигоне в Бронницах можно посмотреть почти всю передовую технику, которая "служит" в войсках Российской армии. Вместе с серийными машинами публике представляют и перспективные модели, которые уже завтра могут быть "призваны в армию".

Начиналось это мероприятие под названием "Автомобильная техника двойного назначения-2004" как обычная выставка. Грузовики, джипы, гусеничная техника, БТРы просто стояли. Вокруг много зрителей, особенно служивых. Иностранных военных (в основном с Востока) водил гид, рассказывая в подробностях преимущества машин. Многие зрители пришли с детьми, и они проворно забирались в кабины и даже на крыши разных военных машин.

Красиво выглядят "КАМАЗы". Челнинцы привезли самые последние свои модели двойного назначения. То есть они и в бою не спасуют, и в чрезвычайной ситуации помогут работникам МЧС. Большие грузовики разных модификаций выглядят внушительно - похожи на цельноотлитые глыбы металла. Все чисто, только-только покрашено и даже шины помыты специальными растворами. Для армейских нужд Камский автозавод делает как "пустые" шасси с возможностью установки разного оборудования, так и с кузовами, контейнерами и прочее. Машины полноприводные, как двух-, так и трех, четырехосные. Немного в стороне от автомобильной выставки стояли разные технические средства ремонта и эвакуации автомобилей. Там же были выставлены как раз такие "кузова", которые предназначены для установки на шасси. А в этих "комнатках"... да чуть ли не целые заводы по ремонту техники - станки, оборудование, шкафы с запчастями. Есть даже мобильные хлебопекарни и кухни. А штабные и модули для отдыха вообще как суперсовременные офисы или комфортабельные гостиницы! Например, в модуле для отдыха две кровати, умывальники, шкафы, есть даже стереосистема и микроволновка. А в передвижном штабе - компьютеры, принтеры и прочие электронные "штучки".

Для работников штаба предлагаются легковые автомобили повышенной проходимости. Конечно, это "УАЗы". Новый УАЗ "Симбир" в удлиненной комплектации может "работать" в ДПС - машину оснастили радаром, фотовидео оборудованием и клеткой в задней части. Скорость превысил - в "обезьянник"?! Старые добрые "козлики", которые теперь называются "Хантер". Они могут получить широкие мосты, бронированный кузов и даже крепления под пушку! Таким же оборудованием обладает и нижегородский "Тигр" (наш ответ американскому "Хаммеру"). С виду он напоминает танк - широкий, в защитной раскраске, с узкими стеклами. На крыше может монтироваться башня с орудиями.

Очень интересными стали динамические тренажеры вождения. Они имитирует движение разных танков по виртуальному полигону. Кабина полностью повторяет внутреннее убранство военных машин: педали, рычаги, приборы, кнопки - все настоящее, дорогу показывает монитор. Как только появляются на пути неровности, кабину качает так, что невольно сбрасываешь скорость - боишься не сколько за себя, а за технику. Зато теперь можно сказать, что ездил на танке!

За сеточкой - новейшие разработки завода "Муромтепловоз". Помимо тепловозов для железных дорог они делают и бронированные боевые машины на гусеничном ходу. Все представленные модели могут уже встать на вооружение армии. Жаль, что не удалось их увидеть в действии - управление ФСБ запретило. Тогда почему их показывали иностранным военным атташе?..

Представление начинается

Честно говоря, военные машины в статике не особо веселое зрелище - ну стоят они себе и стоят, зеленые, угловатые, ну и что? Как такие машины ездят, можно видеть в городе, к примеру, "Уралы" неповоротливые, тащатся еле-еле, дымят, гремят... А тут еще они в броне, это же плюс несколько тонн к общему весу машины минус динамика и тяжелее управляемость. А тут они как поехали все сразу, и началось такое!

Для начала представим сам полигон, вернее, те площадки по которым предстояло ездить грузовикам, джипам и даже автобусам. Это специально построенные препятствия. Здесь и ванна в 1,8 метра глубиной, и непролазная грязь, как в дальнем колхозе нашей области дождливой осенью, разнообразные подъемы до 35-45 градусов. Выстроены искусственные препятствия, имитирующие разрушенную инфраструктуру города. Также интересен "мавзолей" - железная конструкция, напоминающая наградной подиум, но прижилось другое название.

Вот это зрелище! Сразу несколько машин ездят по подготовленному внедорожью. "Тигр" лезет в грязь, а "Симбир" штурмует высокий подъем. Пришла пора грузовиков. Здесь началось самое интересное - они стали "купаться" в ванне глубиной 1,8 метра и длинной метров пятьдесят. Самый первый влезает капотный "Урал". Вода доходит до бамперов, уже выше решетки радиатора, скрыло капот - а он едет! Автомобиль гонит волну, заливает стекло, водитель в кабине поднял ноги - вода на полу! Следом в ванну влетает на огромной скорости спортивный "Урал", подготовленный для участия в трак-триале. Брызги, вода выходит из берегов, аплодисменты публики... но машина остановилась! Недовольный гул зрителей, а тут мотор взревел - и машина поехала дальше как ни в чем не бывало.

А вон в грязи завяз полноприводной автобус "ПАЗ". Как "маршрутка", а "гребет" всеми четырьмя колесами. Вперед-назад, еще разок... нет, засел. К чести водителей и создателей, после еще нескольких рывков автобус самостоятельно выбрался из западни. А военные эвакуаторы были наготове. Кстати, что это за грузовик стоит в середине? БАХ-БУХ! И этот "Газон" взорвался, красиво полетело колесо, пошел дым. Тут же появились машины-эвакуаторы. Быстро зацепив развороченный "газик", они выволокли его с поля.

Летающие и плавающие грузовики

Появились КАМАЗы. Любопытен один, копия машины, победителя ралли-рейда "Париж-Дакар". Для омологации спортивной машины заводу надо было изготовить гражданскую версию. Этой управлял Фирдаус Кабиров, пилот второго КаМАЗа на прошедшем "Дакаре". Грязь, ванна, подъемы - все как обычно. Только сейчас он что-то стоит на месте. О, пошел, пошел! Вот это разгон! И вдруг полетел!!! На метр-полтора в высоту, и несколько в длину! Как говорится, сорвал аплодисменты всех присутствующих.

Далее шоу переместилось на берег водоема. Там стали плавать амфибии на гусеничном ходу - "Горностай" и "Ласка". После них в этом водоеме появились настоящие громадины - двухзвенные гусеничные транспортеры "Витязь". Тут устроили такое представление - взрывы, выстрелы, дымовые шашки. Если выстрелы были холостыми, то земля взрывалась по-настоящему - ее "ошметки" едва не долетали до зрителей.Среди всего это плывут две "кабинки" (общим весом 28 тонн), основная часть, как у айсберга, скрылась под водой. Один транспортер решил выйти из воды на холм. И у него это получилось, перемахнув его, два транспортера очутились на уже знакомых препятствиях. Помесили грязь, взобрались на 45-градусный подъем, переехали капонир. И встали перед зрителями. Что это? Поклон, как головой вверх-вниз, опустив среднюю часть. И повиляли "хвостом". Мощная средняя сцепка, может "сокращаться", как мышца, в вертикальном и горизонтальном направлениях, отсюда и возможность "виляния" и поклона.

***

Да, наши грузовые машины не так красивы, как, скажем, "Мерседесы" или "Вольво". Но вспомните, как наши КАМАЗы "чешут" всех на "Дакаре"! "Их" "Лэнд Ровер Дефендер" (с русской командой) недавно забирался на Эльбрус. А 30 лет назад это же сделал наш родной русский "уазик". А "лужа" в метр восемьдесят глубиной - раз плюнуть, 35-градусный подъем - одной левой. Даже гордость берет за наши русские машины!