Перейти к основному содержанию

Главная      "КАМАЗЫ" КРУЧЕ "МЕРСЕДЕСОВ"

"КАМАЗЫ" КРУЧЕ "МЕРСЕДЕСОВ"

Российский "КамАЗ" вновь победил в трансконтинентальном легендарном супермарафоне "Лиссабон - Дакар-2006" в классе грузовиков. Это уже седьмая за 17 лет участия в ралли победа прославленных автогонщиков из набережно-челнинской команды "КамАЗ-мастер". А ведь еще каких-то полтора десятка лет назад мало кто готов был поверить в то, что железный мустанг с берегов Камы освоит уроки мировой школы авторалли и начнет конкурировать с такими крупнейшими производителями автотехники, как "Мерседес", "Ман", "Рено", "Мицубиси", "Татра", "Ивеко", "Дафа"...

Экипаж в составе пилота Владимира Чагина, штурмана Семена Якубова и механика Сергея Савостина преодолел почти 5 тысяч зачетных километров утомительной, коварной и непредсказуемой трассы за 71 час 22 минуты и 16 секунд. Второе место в баталии грузовиков досталось экипажу "Мана" во главе с пилотом Хансом Стейси -он отстал от победителей на 2 часа 21 минуту 9 секунд. Третье место в спортивной автодуэли также досталось гонщикам "КамАЗа" - Фирдаус Кабиров, штурман Айдар Беляев и механик Андрей Мокеев уступили своим коллегам по команде чуть больше 3 часов. Еще один "КамАЗ", на котором ехали Сергей Решетников, Станислав Конопко и Эдуард Николаев, показал 18-й результат с отставанием от победителя в 33 с половиной часа.

Каждый "дакаровский" марафон - экстремальный рейд, мощное испытание для его участников. Железный караван двигается то по каменистым, то по песчаным скоростным участкам, то по запутанным лабиринтам каньонов, то по рыхлым дюнам, которые без лопаты еще никто из гонщиков с первого раза не проезжал. Грузовики преодолевают труднопроходимые для тяжелой техники места, когда ветки готовы выбить лобовое стекло, а камни проткнуть колесо.

Финиш ралли состоялся, как обычно, в Дакаре - у Розового озера в окрестностях сенегальской столицы. Завоевав высшую награду "Дакара" пятый раз подряд, российские гонщики взлетели на высоту, выше которой в мире межконтинентальных автомарафонов еще никто не взлетал.

После сложнейшего ралли -2006 корреспонденту "Мира новостей" удалось связаться по телефону с бессменным руководителем команды "КамАЗ-мастер", заслуженным мастером спорта, штурманом экипажа-победителя СЕМЕНОМ ЯКУБОВЫМ

- Семен Семенович, вашим главным соперником в этой гонке был настырный и агрессивный Ханс Стейси. Был случай, когда он нагнал джип, резко стукнул его в бок, вышвырнул автомобиль на обочину, освободил себе дорогу и ушел вперед. А на одном из этапов "Ман" Стейси сам упал на бок. Вы затормозили и помогли выбраться голландскому экипажу из машины. Так принято поступать на "Дакаре", или это было ваше личное решение помочь сопернику, теряя драгоценное время?

- Это совершенно не обязательно. Каждый делает то, что считает нужным. Правда, обязательно останавливаться, если пострадавшие оказываются в ситуации, угрожающей их здоровью. Если же это технические поломки, то помощь тут не регламентирована. Мы хорошо относимся к Стейси и его команде, поэтому, когда их кабина перевернулась, мы помогли ребятам выбраться.

- Каковы были ваши первые мысли, когда стало известно, что "КамАЗ" Фирдауса Кабирова, поехав на городскую мойку, провалился под бетонный настил и огромная машина одной стороной "села" в яму для стока воды и отработанных масел?

- Конечно, мы переживали: как быстро они справятся с проблемой, насколько повреждена машина. Операция по вызволению грузовика была ювелирной и продолжалась более двух часов. Пришлось задействовать портовый подъемный кран и грузовик. Благо на мойке не было крыши: кран сантиметр за сантиметром приподнимал "КамАЗ", а грузовик также медленно и осторожно оттаскивал висящую гоночную машину от прорехи в полу. В результате механикам пришлось по-крупному заниматься только покореженной обшивкой борта.

- В Мавритании ваш "КамАЗ" чуть не затащило в песочную воронку...

- Да. Мы ехали первыми и прошли больше половины этапа, а когда взобрались на дюну и перевалили ее, увидели перед собой огромную воронку. Машину начало сносить вниз, и она почти легла на бок у самого края ямы, зарывшись в песок. Грузовик затормозил так хлипко, что еще одно движение и... все. Начали рыть траншею в собственный рост, чтобы выровнять грузовик, но стало опасно - самих могло засыпать. Резина у левого переднего колеса, специально приспущенная для песка, чуть ли не вывернулась наизнанку, но чудом держалась на ободе. Приподнять грузовик, чтобы привести в рабочее состояние колесо, не получилось - домкрат тонул в зыбучем песке на любой опоре. Машина в любой момент могла опрокинуться. Тогда предложили поставить в песке упор для домкрата так, чтобы под углом упереть домкрат в верхнюю часть диска колеса и тем самым выровнять грузовик. В общем, грузовик потихоньку встал на все четыре колеса. Потом вырыли траншею впереди, подложили трапы, и так, сантиметр за сантиметром, выползли. Два часа как в кошмаре. Практически без сил забрались в кабину. Чагин по газам. Давно так не летали: за 15 километров до финиша 7-го этапа в лохмотья разлетелась резина на заднем левом колесе, но мы решили -вперед, без остановки, на одном ободе. Влетели на финиш, а из-под кабины фонтаном хлещет солярка: камнем перебило шланг. Никогда в жизни не видел ничего прекраснее такого фонтана.

- А что было бы, не найди вы соломонова решения в той ситуации?

- Остались бы в воронке. Пришлось бы подать сигнал бедствия: прилетел бы вертолет, оказал бы помощь... Но все дело в том, что как только экипаж задействует прибор спасения, он снимается с гонки. Мы не могли себе этого позволить.

Самое главное в ралли не обогнать соперника, а превозмочь стихию, сохранить автомобиль и выдержать испытание. И в каждой из этих составляющих нужно лавировать на грани возможного, а часто и за его пределами. Только так можно победить.