"Дакар" продолжает зверствовать
Организаторы легендарной гонки вновь усложнили условия
Послезавтра, в последний день 2005 года, в Лиссабоне стартует очередной ралли-рейд "Дакар". В нынешнем году гонщикам придется преодолеть сложнейший маршрут легендарного марафона – 15 этапов протяженностью 10 тыс. км.
К "Дакару", хотя он давно из состязаний отважных любителей приключений превратился в спорт профессионалов высочайшего класса, невозможно относиться как к обычному соревнованию. Когда-то, примерно четверть века назад, его основатель Тьерри Сабен сказал, что придуманная им зверская, необычайно жестокая гонка по африканским пескам будет обладать волшебной притягательной силой. Действительно, так и получилось, и эта сила даже вдохновила Антуана де Сент-Экзюпери написать своего "Маленького принца". И ничто, никакие трагедии не смогут "дакаровскую" магию уничтожить.
На нынешний "Дакар" приходится печальный юбилей. Ровно 20 лет прошло с того дня, как в разбившемся вертолете оргкомитета погиб основатель гонки. Это была далеко не первая и далеко не последняя смерть – с тех пор рейд унес еще примерно два десятка жизней, оборванных дюнами-"трамплинами", пулями бандитов, минами, заложенными вечно воюющими друг с другом африканскими соседями, экваториальным солнцем, прожигающим насквозь голову и тело, наконец, просто усталостью, накопившейся после двух-трех недель бессонных ночей. На предыдущем "Дакаре" было зафиксировано пять смертей, в том числе погиб экс-чемпион "Дакара", выдающийся мотоциклист Фабрицио Меони. У него, который считался самым, может быть, здоровым и самым выносливым из всех участников марафона, остановилось сердце.
Тьерри Сабен был прав: несмотря на эту кошмарную статистику, людей, заявляющихся на "Дакар", почему-то становится все больше и больше. И почему-то француз Сирил Деспре, который, по собственному признанию, гнал мотоцикл к победному финишу прошлого марафона словно в тумане, шокированный гибелью друга, и уже было пообещал сам себе больше никогда не связываться с Африкой – снова в седле своего KTM и снова поедет то ли за победой, то ли за смертью. Почему-то не отказался от "Дакара" никто из его основных конкурентов в этой наиболее уязвимой категории – ни Марк Кома, ни Эстеве Пуйоль, ни Давид Фретинье. А организаторы в очередной раз усложнили условия для гонщиков, сведя функции GPS к совсем уж минимальным – по сути, лишь к определению направления движения.
Почему-то новые лица из года в года появляются в других классах. У грузовиков, правда, состав более или менее стабильный. Явный фаворит здесь по-прежнему российский "КамАЗ". Уже четыре года все смелые заявления соперников из DAF и Tatra так и остаются всего лишь словами: в Сахаре удивительная российская машина и ее опытные пилоты не оставляют им шансов. Но сейчас, после ограничения функций GPS, вероятность ЧП на трассе стала слишком велика, чтобы о чем-то можно было уверенно говорить.
Много нового нас ожидает в самой престижной категории легковых автомобилей. Например, первое выступление в пустыне великого Карлоса Сайнса, двукратного чемпиона мира в "классических" ралли. Многие, добившись успеха в других видах автогонок, пытались покорить "Дакар", и почти все предыдущие попытки такого рода заканчивались провалом – даже для звезд вроде Колина Макрея или Робби Гордона. Единственный, кто опроверг это правило – Ари Ватанен, чемпион-"классик", в 80-х превратившийся в короля "Дакара". В Volksvagen, где к этому марафону подготовили новую модель Touareg, очень надеются, что Карлос Сайнс сумеет повторить достижение Ватанена – пятилетняя гегемония Mitsubishi совершенно не вяжется с планами и амбициями немецкого концерна.