НПО "ТУРБОТЕХНИКА" 15 ИЮЛЯ - 15 ЛЕТ
Наше досье
Валерий Наумович КАМИНСКИЙ
Еще будучи студентом Московского автомобильно-дорожного института Валерий Каминский всерьез заинтересовался устройством машин, начав на 3 курсе сотрудничать с лабораторией двигателей АН СССР под руководством главного теоретика авиационных двигателей академика Б.С.Стечкина. С главным делом жизни - турбонаддувом двигателей - Валерий Наумович вплотную соприкоснулся в Государственном союзном научно-исследовательском тракторном институте, где участвовал во всех этапах создания тракторных и комбайновых двигателей -начиная от проектирования и заканчивая внедрением в производство, о чем и написал кандидатскую диссертацию.
Следующим этапом становления талантливого конструктора стало создание собственной лаборатории, в которой были разработаны теория турбопоршневых двигателей и прототип на базе двигателя КамАЗ. Логичным продолжением этих разработок стало приглашение молодого перспективного ученого в 1977 году на КамАЗ в качестве заместителя главного конструктора. Модернизированные в 80-х годах камазовские двигатели выиграли ралли "Париж-Дакар" и многие другие международные соревнования, а В.Н Каминский, защитив в 1985 году докторскую диссертацию, был награжден орденом "Знак почета", в том числе и за создание новых типов двигателей для военной техники, в частности для всемирно известного БТР-80.
В 1986 году судьба забросила Валерия Наумовича в Елабугу на Камский тракторный завод, где он несколько лет был главным конструктором и заместителем генерального директора предприятия. На КамТЗ за один год -от первой линии на чертеже до пяти опытных образцов - была создана принципиально новая конструкции трактора и система машин для возделывания различных сельскохозяйственных культур.
В 1989 году шестьдесят семей-энтузиастов уехали с берегов Камы под Чехов, чтобы организовать уникальные для тех лет разработку и производство автотракторных компонентов. Так было создано НПО "Турботехника". Революционный 1991 год помешал грандиозным планам молодых инженеров и конструкторов: завод и жилье достроить не удалось. Валерий Наумович стал искать новые пути реализации своих идей, и в 1993 году фирма наладила серийное производство турбокомпрессоров и их ремонт в Протвино на принципиально новой технической основе.
По данным комиссии Европейского союза ТАСIS, из 60 предприятий автопрома России в 1996 году лишь два были наиболее адаптированы к условиям рыночной экономики, в их числе - НПО "Турботехника". На сегодняшний день турбокомпрессоры из Протвино знают в России, Турции, Чехии, Грузии, Армении, Казахстане, на Украине, где научно-производственное объединение, сотрудничающее с известными фирмами "Holset", "Garrett", "Schwitzer", "CZ" и другими, имеет более 30 представительств.
***
ВАЛЕРИИ КАМИНСКИЙ: "МЫ СТАРАЕМСЯ ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ"
15 июля - 15 лет. Такой особенный юбилей будет отмечать на этой неделе НПО "Турботехника" - лидер в области маркетинга и инжиниринга, имеющее в своем составе производственную фирму "Турбокомплект". Чуть более 150 сотрудников двух предприятий -единый коллектив и одна команда, которую генеральный директор В.Н. Каминский называет золотым фондом фирмы. С Валерием Наумовичем мы поговорили о сегодняшнем дне его детища, которое славится своими турбокомпрессорами далеко за пределами России.
- Валерий Наумович, что нового произошло на предприятии за последние годы?
- Мы минимизировали свои производственные площади и затраты, проще говоря, в целях максимальной эффективности расставили все по своим местам. Чистота и красота на предприятии стоит огромных трудов и важна не менее качества выпускаемой продукции.Создан ярославский филиал НПО "Турботехника", инжиниринговая служба которого работает с Ярославским и Тутаевским моторными заводами, с КамАЗом и другими предприятиями отрасли. Изменилась структура наших контактов и внутри страны, и за рубежом. Организована сеть работы с клиентами на вторичном рынке - так называемом автомаркете. Одним словом, мы стараемся идти в ногу со временем.
- Оправдались ли надежды, осуществились ли планы, задуманные Вами 15 лет назад?
- Нет, конечно. НПО "Турботехника" создавалось как специализированное предприятие для отрасли с огромными перспективами развития.
Но по известным причинам на рубеже 90-х рухнуло все автотракторостроение. Да, сегодня на рынке есть отечественная сельскохозяйственная техника, но ее в сотни раз меньше, нежели было пару десятилетий назад. Например, Волгоградский тракторный завод в настоящее время производит всего 3 тысячи тракторов в год, раньше с его конвейера за тот же период сходило более 180 тысяч машин.
Но сегодня ситуация меняется: российское машиностроение потихоньку поднимается с колен, и НПО "Турбо-техника" снова востребовано. Нам в кризисные годы удалось выстоять, не скатиться до уровня мелкой ремонтной мастерской, хотя некоторое время мы только за счет ремонта и выживали, сохранить науку, техническое развитие. Благодаря этому наше предприятие не отстало от передовых зарубежных фирм.
- Страна стала другой, а не изменилась ли вместе с тем за эти годы цель создания производства?
- Наоборот, задача остается прежней - быть крупным производителем агрегатов наддува для встающей на ноги отрасли, чьи заводы постепенно модернизируются. Мы надеемся, что "Турботехника" и впредь будет их надежным партнером.
- Насколько турбокомпрессоры, как составная часть более сложных механизмов, сегодня эффективны и современны?
- Без наддува просто невозможно изготавливать дизельные двигатели. К тому же в этом году в России вводятся в действие нормы "Евро-2", контролирующие токсичность отработавших газов, дымность, наличие в них частиц. Без турбонаддува двигатели не смогут соответствовать строгим международным критериям. А с 2006 года будут вводиться еще более жесткие нормы "Евро-3"...
- Как Вы считаете, успех дела - в большей степени заслуга руководителя или коллектива?
- Коллектив - основа всего, один человек ничего не может сделать в принципе. Неправильно, на мой взгляд, выражение "текучесть кадров". Напротив, коллектив - живой организм. Через наше предприятие за 15 лет прошли, наверное, сотни человек. Люди приходят, уходят, растут, учатся, выбирают другие сферы деятельности. Наше предприятие для многих стало школой, первым приобретенным опытом. Это нормальный естественный процесс. Конечно, есть костяк, золотой фонд, вокруг которого все кристаллизуется. То, что сегодня в НПО "Турботехника" нет лишних людей - наша общая заслуга. Но как любой развивающейся фирме нам нужны специалисты: квалифицированные рабочие, программисты, конструкторы, технологи.
- Валерий Наумович, по Вашему мнению, насколько важен для Протвино статус наукограда?
- Протвино, как и всем остальным, не помешают дополнительные инвестиции и развитие в новом качестве. Другое дело, что наш город больше других достоин получить это высокое звание. НПО "Турботехника" хорошо вписывается в структуру наукограда, основу которого, безусловно, составляет ГНЦ ИФВЭ. Это основное градообразующее предприятие. Прикладные, наукоемкие направления, подобные тем, что развиваются у нас, как нельзя лучше дополняют высокую науку.
***
НАМ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО С ДИРЕКТОРОМ...
Игорь Петрович Соколов, заместитель директора по общим вопросам:
- Работаю на предприятии 7 лет, курирую кадры, хозяйственную деятельность, безопасность и охрану труда. "Турботехника" для меня - дом родной, да и весь сложившийся костяк сотрудников и рабочих душой болеет за наше общее дело - сохранить и приумножить престиж производства турбокомпрессоров на протвинской земле.
Светлана Александровна Ромашкина, начальник планово-экономического отдела:
- НПО "Турботехника" - гордость на российском рынке фирм-производителей. Радует, что мы выпускаем действительно качественный продукт, соответствующий мировым стандартам. И есть ощущение постоянного совершенствования, что очень важно для продвижения вперед.
Олег Геннадьевич Зайцев, начальник участка по ремонту иномарочных турбокомпрессоров:
- Участок по диагностике и ремонту турбокомпрессоров импортного производства, наверное, одно из самых сильных звеньев объединения. Многолетний собственный опыт и опыт восстановления агрегатов наддува зарубежных фирм-изготовителей плюс собственная уникальная технология ремонта позволяют возвращать к жизни около 400 турбокомпрессоров различных стран мира за год. Ну а о качестве ремонта можно судить по количеству предъявленных рекламаций - 1, 5 % в год. Согласитесь, немного, если учесть, что двигатели, на которые устанавливаются "реанимированные" турбокомпрессоры - глубокие "старички".
Владимир Александрович Жолудов, главный конструктор:
- Каждый выпущенный или отремонтированный фирмой турбокомпрессор проходит контроль качества. Это позволяет нам чувствовать себя наравне с зарубежными партнерами. На других предприятиях России, как правило, такие проверки выборочные: из всей партии "экзамен сдают", к примеру, штук 100.
Сегодня мы разрабатываем новые модификации компрессоров под двигатели, которые вскоре будут выпускать наши коллеги по отрасли - Ярославский и Алтайский моторные заводы, КамАЗ.
Михаил Борисович Мачульский, бригадир серийного производства:
- Я всю жизнь проработал горняком, на "Турботехнике" - всего третий год. Ни для кого не секрет, что сегодня не хватает высококлассных рабочих. На нашем предприятии мы своими силами пытаемся их воспитать. Например, профессиональный слесарь-сборщик Алексей Алексашин начал работать здесь, еще учась в 10 классе школы N3.
Ольга Постнова, специалист отдела маркетинга по рекламе:
- Мне импонирует, что наша фирма всегда хорошо выглядит в своем сегменте рынка. И все потому, что маркетинговая политика наших руководителей безупречна: мы ежегодно участвуем в "Автосалоне", осенних сельскохозяйственных выставках, и к каждому потребителю у "Турботехники" индивидуальный подход. Отдача от этого должного понимания роли рекламы в продвижении продукции колоссальная: предприятие развивается на глазах.
Александр Александрович Осипов, начальник испытательной станции:
- 4 года назад я перешел из криогенного цеха ИФВЭ работать в "Турботехнику", чему очень рад. Здесь чувствуется настоящая жизнь. Можно сказать, что на производстве турбокомпрессоров я прижился.
Татьяна Александровна Горбунова, заведующая складом:
- Металл для меня - родной, ведь я до прихода в "Турботехнику" в 1995 году, работала на ЗЭМО. Каждый день на склад поступает 50-60 новых турбокомпрессоров, а всего их у меня - от 2, 5 до 3 тысяч.
Изначально на предприятие пришли неравнодушные люди, и хотя было много проблем - финансовых, организационных, - все у нас получилось. Об этом мне ежедневно говорят заказчики, которые приезжают отовсюду: из Новосибирска, Саратова, Краснодара, Архангельска, Чехословакии, Китая, Казахстана...
Нам очень повезло с директором.
Если в технологиях он - передовой, то в человеческом плане - руководитель старой закалки: чуток к проблемам своих сотрудников и никому не отказывает в помощи.
Валентина Петровна Лукашова, комплектовщица:
- Мне нравится моя работа, говорят, к хорошему быстро привыкаешь. Считаю, что не каждый сегодня может похвастаться тем, что с уважением относится к своему руководству.
Я комплектую более 10 модификаций турбокомпрессоров, каждый из которых наши сборщики по технологии должны собирать за 36 минут, но они всегда справляются гораздо быстрее!
Андрей Сергеевич Завьялов, начальник сборочного участка:
- Вроде бы работаешь с запчастями, а как звучит: ты - работник отрасли автомобилестроения. Наше предприятие для сельского хозяйства очень значимо: без турбокомпрессора, по сути, невозможна ни посевная, ни уборочная, поскольку комбайн без турбонаддува, как и многая другая техника, работать не будет.
Хотя официальная гарантия на нашу продукцию - 1, 5 года, но мне порой, кажется, что турбокомпрессор из Протвино настолько идеален, что его можно отдавать в вечное пользование.
Илья Земский, рабочий сборочного производства:
- Собирать турбокомпрессор с нуля - интереснейшее занятие. Я - байкер, с железом давно "на ты", поэтому работа мне близка и понятна. И коллектив подобрался замечательный.
Сергей Петрович Завьялов, инженер-электрик:
- Приятно работать на успешном предприятии и интересно: результаты испытаний техники почти сразу можно увидеть на экране компьютера.
P.S.: Валерий Наумович Каминский лично представлял нам своих сотрудников, и удивительно даже не то, что он помнит имена всех работников фирмы, а атмосфера взаимопонимания на предприятии, когда вокруг - не подчиненные, а коллеги и единомышленники.