Перейти к основному содержанию

Главная      Год по календарю ОСАГО

Год по календарю ОСАГО

Один мой знакомый - думаю, у каждого из читателей найдется не один такой - довольно болезненно воспринял новые свои обязанности автовладельца. Поэтому после вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности получать полис не спешил. Все присматривался и с осени до начала января с завидным терпением отслеживал информацию о прениях вокруг отмены закона. ОСАГО не отменили, и пришлось знакомому свою автогражданскую ответственность страховать. Сделал он это, как и большинство россиян, без особого на то рвения. Однако спустя какое-то время его любимое авто оказалось в "стукнутой" ситуации. Благо, как после говорил знакомый, виновный в ДТП водитель полис ОСАГО приобрел.

Машину починили быстро, без сучка и задоринки решив все организационные вопросы. Знакомый остался доволен, не жаловался вроде и виновный в инциденте на дороге - деньги из собственного кармана на ремонт чужого авто выкладывать не пришлось... Вроде бы понятно, стороны разошлись без претензий друг к другу, механизмы ОСАГО сработали, но это лишь частный случай, коих в России происходит не один десяток в день. В общем же прения вокруг закона продолжаются. Спустя год после вступления его в силу специалисты пытаются выяснить, чего больше принесло ОСАГО - плюсов или минусов, и что с этими минусами далее делать?

Не успел закон вступить в силу, как начались споры вокруг тарифов. Одни твердили, что они завышены, а часть депутатов Госдумы РФ прошлого созыва даже обвинили правительство, которое эти самые тарифы разрабатывало, в обмане. Якобы они оказались больше, чем было обещано. Вспомнили о льготниках, для большинства которых никаких скидок по закону не предусмотрено. Дошло до того, что действие ОСАГО было предложено приостановить до 1 июля 2004 года. При этом процесс "заморозки" уже действующих полисов никто доходчиво не объяснял.

Ажиотаж продержался до 1 января, поскольку с этого времени за отсутствие полиса начали штрафовать. К тому же к этому моменту у большинства владельцев авто истек срок техосмотра. Его без полиса не пройдешь. На фоне поправочной деятельности появилась другая стихийная волна, вызванная уже страховыми компаниями. Представители некоторых из них, наоборот, утверждали, что тарифы занижены и страховщики "терпят бедствие", выплачивая страховые суммы по ОСАГО. Пакеты поправок к закону были рассмотрены в первом чтении новоизбранными парламентариями, на этом все и остановилось. Говорить же о льготных категориях граждан в рамках ОСАГО сейчас становится неуместно, поскольку сами льготы планируется заменить денежными компенсациями. Тем временем с начала действия закона прошел год. По данным Российского союза автостраховщиков, за время его действия застраховали свою ответственность девяносто процентов владельцев авто. Из двадцати пяти миллионов полисов (на Ямале 27 пунктов, где их можно приобрести) двадцать миллионов годовые. Компании, работающие по ОСАГО, собрали с водителей сорок миллиардов рублей, выплатили же шесть миллиардов рублей. Так что убыточность этого вида страхования можно считать мифом. Однако в данном случае убыточность подразумевает под собой процент выплат к общему объему собранных средств. И, как заявил в интервью агентству "Время новостей" зампредседателя правления Российского союза автостраховщиков Юрий Бугаев, оценить убыточность бизнеса можно лишь на протяжении страхового периода, длившегося десять-двенадцать лет.Кроме того, "Время новостей" привело такой факт. У самых неудачливых российских компаний убыточность достигает шестидесяти процентов. В Германии же, например, она составляет в разные годы от девяноста до ста процентов, немецкие страховщики при этом не жалуются.

А вот мнение главного менеджера Ямало-Ненецкого филиала страхового дома ОАО "Военно-страховая компания" Дениса Шевчука:

- Судить об убыточности или прибыльности ОСАГО можно будет через год-полтора, тогда же можно будет и говорить о корректировке тарифов. Далеко не факт, что они будут снижены. Пока что перспективы рентабельности ОСАГО для страховщиков неоднозначны. Возможно, все мы будем терпеть убытки. Собрать деньги сегодня просто, гораздо сложнее выплатить все быстро и качественно. Далеко не все компании с этим справятся. Страховая компания надежна, когда она занимается разными видами страхования. Занятие страховых фирм только автострахованием негативно скажется на их надежности. Что касается тарифов. Они установлены и у всех компаний одинаковы. Если вам предлагают полис ОСАГО приобрести дешевле, значит, это либо мошенники, либо страховая фирма, которая в ближайшее время лишится лицензии. Однако уже сегодня можно сказать, что часть автовладельцев, по вине которых компании произвели страховые выплаты, нашла лазейку, чтобы избежать повышающего коэффициента, и без мошеннических предложений. Застраховавшись в одной компании, они по истечении срока действия полиса приходят в другую компанию и страхуются там, как в первый раз.

Отследить поток автовладельцев пока не представляется возможным, потому что до сих пор не действует общероссийская информационная база данных. В ней должна находиться информация по всем ДТП, по которым были выплачены страховые суммы, и данные о полисах. Российский союз автостраховщиков завершил тестовые испытания новой доработанной версии базы "Спектр". Она будет оказывать информационную помощь при расследовании страховых случаев и призвана способствовать противодействию страховому мошенничеству. Сейчас система сдана в опытную эксплуатацию, в ближайшее время к ней будут подключены страховые компании, которые заключили с Российским союзом автостраховщиков соглашение об информационном взаимодействии. Так что для полного охвата всех заинтересованных сторон необходимо время.

С первого июля Российский союз автостраховщиков начал выплачивать компенсации из специального фонда всем гражданам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. При этом пострадавшие до наступления этой даты права на компенсацию не имеют. Как сообщает "Российская газета", компенсировать причиненный здоровью и жизни ущерб будут в случае, если виновник аварии скрылся, если он не застрахован по ОСАГО и если страховщик виновника - банкрот. Размер фонда составляет тридцать миллионов долларов. Создан он за счет средств компаний, входящих в союз. Максимальная выплата составляет сто шестьдесят тысяч рублей (при нескольких потерпевших - двести сорок тысяч). Новая норма будет применяться в основном в случаях, когда виновник скрылся с места ДГП. Со временем его удастся разыскать, и судиться с ним будет не только пострадавший, но и Российский союз автостраховщиков. Если же виновник известен, то он сам может оплатить ущерб. Однако при несогласии с предложенными условиями потерпевший имеет право обратиться за компенсацией в союз. С заявлением о компенсации и необходимыми документами можно обращаться как в Российский союз автостраховщиков, так и в страховые компании, занимающиеся ОСАГО.

Страховщики же в июне выступили еще с одной инициативой - повысить тариф ОСАГО для владельцев, чьи авто не оборудованы подушками безопасности. К последним можно отнести большинство отечественных автомобилей. Как говорится, и к гадалке ходить не придется, чтобы понять, какова будет реакция автовладельцев на такое новшество.

В Салехарде Военно-страховая компания пошла другим путем.

- Мы предлагаем нашим клиентам застраховать салон автомобиля от несчастного случая, - комментирует Денис Шевчук. Это позволяет пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, находившемуся в салоне транспортного средства, получить денежную компенсацию за нанесенный ущерб здоровью с учетом утраты трудоспособности. По этому вопросу мы провели совещание с руководством транспортной инспекции ЯНАО и ГИБДД Салехарда, чтобы ввести практику такого страхования для автопарков и таксопарков.

Приживутся ли эти новшества, пока не известно. Но, судя по реакции таксистов на введение желтых госзнаков, радости по поводу введения нового вида страхования у них не прибавится.

Пока же, как показывает опрос "общественного мнения, проведенный независимым исследовательским центром "Ромир-мониторинг" в мае-июне, сорок восемь процентов респондентов в стране поддерживают введение закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, причем за действие закона выступают в большинстве своем автовладельцы. В существующей форме он устраивает восемнадцать процентов опрошенных. Шестьдесят три процента предлагают упростить процедуру разбора мелких дорожно-транспортных происшествий. Такое же предложение в очередной раз высказали представители ГИБДД. Вот что по этому поводу думают страховщики.

- Такой вариант возможен, но при условии, что будут внесены поправки в закон, - комментирует Денис Шевчук, - после этого должно пройти разъяснение по линии МВД и по линии страховых компаний. Наша компания сейчас планирует такие выезды на место дорожно-транспортных происшествий для viр-клиентов как дополнительную услугу. Но при передаче страховщикам или при варианте, когда водители смогут просто обмениваться полисами, могут возникнуть и другие нюансы. А вдруг в так называемом мелком ДГП все-таки пострадали люди и это оказалось неучтенным?

Позитивных изменений в ситуацию с числом ДГП и количеством их жертв, как считают представители ГИБДД МВД, ОСАГО не внес. По словам представителя Главного управления ГИБДД МВД РФ Владимира Кузина, изначально закон мог стать наиболее эффективным экономическим рычагом воздействия на безопасность дорожного движения, пока что этого не произошло. Поэтому Кузин озвучил следующее предложение ГИБДД: ввести повышенные коэффициенты по ОСАГО для злостных нарушителей правил дорожного движения. Для того чтобы это стало возможным, необходим еще один банк данных для страховщиков по нарушениям правил дорожного движения тем или иным водителем.

При всех возникающих вопросах и прениях вокруг закона главный его плюс очевиден: социальная защищенность прав участников дорожного движения в случае ДГП. Однако большинство автовладельцев, опрошенных независимым исследовательским центром "Ромир-мониторинг", считают, что изменение ситуации с защитой прав потерпевших еще в будущем, хотя и ближайшем.