Перейти к основному содержанию

Главная      ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО АВТОСТРАХОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ С.В. ОКУНЕВА

ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО АВТОСТРАХОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ С.В. ОКУНЕВА

1 июля исполнился ровно год с того момента, как в России было введено обязательное страхование автогражданской ответственности. Каков главный итог этого года, прожитого под знаком ОСАГО?

Самый главный итог заключается в том, что закон работает. За 11 месяцев его действия застраховано 85 процентов от всех реально используемых в стране легковых машин, заключено 22 млн договоров. Такого уровня законопослушания никто не ожидал. Прогнозы были достаточно пессимистичными - 25-30 процентов застрахованных. Отрадно отметить, что почти каждый второй автовладелец, а это более 11 млн россиян, оформил полис "автогражданки" именно в Росгосстрахе.

Закон об ОСАГО впервые предоставил российским автовладельцам реальную возможность получить возмещение не путем многомесячной процедуры гражданского судопроизводства, а путем предъявления требований к страховой компании. Ведь раньше было так: что ни авария, то "разборка". Теперь потерпевший просто идет в страховую компанию, где виновник ДТП оформлял страховку.

По нашему мнению, ОСАГО для России - ворота к цивилизованному страховому обществу. Кроме того, ОСАГО является первым массовым продуктом по страхованию, повышающим страховую культуру населения. Для страховщиков ОСАГО - это не только способ привлечь новых клиентов. Это хорошая возможность проверить ответственность компаний, ведь никогда раньше страховщики не получали такого большого количества новых клиентов. ОСАГО - это не просто продажа полисов, а организация всего комплекса работ по обслуживанию заключенных договоров.

За год действия закона отношение россиян к нему заметно изменилось. Поначалу подавляющее большинство автовладельцев воспринимало закон как дополнительный налог, который только обогащает страховые компании и не приносит никому никакой пользы. Но по мере того как закон охватывал все больше и больше автовладельцев, а количество выплат увеличивалось, люди начали понимать, что полис ОСАГО - это реальная защита от любых неожиданностей на дороге и реальный способ возмещения ущерба. Например, наши страхователи уже в мае начали звонить в колл-центр Росгосстраха и спрашивать, что необходимо сделать для перезаключения договора. Судите сами, за год действия закона Росгосстрах урегулировал 97 тыс. страховых случаев и выплатил по ним почти 2 млрд, рублей. В Тюменской области Российской государственной страховой компанией за 11 месяцев действия ОСАГО выплачено более 115 млн руб. страховых выплат по почти 6000 страховых случаев. В частности, в ЯНАО мы урегулировали 1169 случаев и выплатили по ним более 30 млн руб. При этом средний размер выплаты Росгосстраха в Тюменской области составляет 22 тысячи рублей. По этому показателю нас опережает лишь Москва. Кроме этого, из всех случаев выплат только один закончился судебным разбирательством.

Не секрет, что введение ОСАГО было воспринято населением как способ наживы для страховых компаний. На самом деле ситуация прямо противоположная. По прогнозам специалистов Росгосстраха, убыточность обязательного страхования автогражданской ответственности достигнет своего пика через два-три года. Уже сегодня убыточность по ОСАГО составляет более 80 процентов и к концу года может приблизиться к 90-100 процентам. А в нынешний тариф заложена убыточность на уровне 80 процентов при ограничении прибыли страховщика до 5 процентов.

Зарубежная практика по "автогражданке" свидетельствует также и о том, что заниматься ею без ущерба для основного бизнеса может только крупная компания, обладающая диверсифицированным портфелем. Группа компаний "Росгосстрах" на сегодняшний день имеет совокупный уставный капитал в размере 3 млрд рублей. Это позволяет нам принимать на себя ответственность по крупным договорам и в сжатые сроки производить любые выплаты.

Нас ждет то, что и весь цивилизованный мир, - увеличение страховых сумм, увеличение тарифов. А все эти спекуляции - какой огромный тариф, какой удар он наносит по карману - надуманы. Средний взнос по стране получился около 1770-2065 руб. У нас в Росгосстрахе в среднем он составил чуть больше 1400 рублей. Это очень смешные цифры даже на фоне официальных доходов нашего населения. Во всем мире автомобилисты платят гораздо больше. Но и выплаты там значительнее: если кто-то пострадал, то он будет обеспечен на всю жизнь.

В то же время, совершенно очевидно, должно пройти не менее 1,5-2 лет для того, чтобы можно было уверенно говорить о том, какими должны быть тарифы. Иначе велика опасность дискредитации идеи обязательного страхования как гарантированного способа возмещения вреда, нанесенного потерпевшему в ДТП. Если снизить тарифы в популистских целях, очень быстро может наступить момент, когда поступлений страховых премий в компании окажется недостаточно для выплат, а накопленные резервы окажутся израсходованными, поскольку в соответствии с нормативной базой по ОСАГО страховые компании выплачивают возмещение потерпевшему практически всегда.

Росгосстрах - однозначный лидер рынка ОСАГО и единственная компания, имеющая такую разветвленную филиальную сеть. Поэтому для нас развитие клиентоориентированной системы урегулирования убытков - одна из приоритетных задач. На сегодня у нас создано по стране 233 специализированных Центра урегулирования убытков (ЦУУ), благодаря которым наши клиенты могут получить помощь в любой точке страны, независимо от того, где им был выдан полис.

Следует отметить, что автолюбители автономных округов, отправляющиеся летом на "большую землю" на своих автомобилях и имеющие полис Росгосстраха, могут быть спокойны: Росгосстрах располагает филиальной сетью, сравнимой с Почтой РФ и Сбербанком РФ, обеспечивая таким образом страховую защиту на всей территории России.

Говоря о сроках выплат, необходимо напомнить, что по закону на рассмотрение требований потерпевших отводится 15 дней с момента получения страховщиком всех перечисленных в законе и в правилах документов. Росгосстрах в областном центре производит выплату в течение 8 дней. Эта цифра является рекордной. Я назову еще одну довольно показательную цифру: по сравнению со вторым полугодием 2003 г. за первый квартал нынешнего года обращаемость потерпевших за страховыми выплатами в Росгосстрахе выросла в 2,5 раза.

Еще полгода назад люди покупали полисы только для того, чтобы их не штрафовали за отсутствие наклейки. Причем большинству автовладельцев было все равно, у какой компании приобретен полис. Доходило даже до того, что человек просто не знал, в какую компанию ему обращаться после ДТП. Сегодня ситуация в корне изменилась.

Теперь при выборе страховщика автолюбители всецело руководствуются спектром дополнительных услуг, качеством их исполнения, надежностью и репутацией компании. В этом отношении потенциальные и имеющиеся клиенты Росгосстраха могут чувствовать себя спокойно: Росгосстрах имеет 80-летний опыт успешной работы на страховом рынке. Кроме этого, блокирующий пакет акций Росгосстраха принадлежит государству, что обеспечивает компании дополнительную надежность.О надежности Росгосстраха говорит и тот факт, что за неделю только в Тюмени Росгосстрах выплачивает около 1 млн руб. по договорам ОСАГО.

Сегодня филиалы Росгосстраха расположены во всех крупных населенных пунктах Тюменской области, в которых работают около 1500 высококвалифицированных сотрудников.