ЦЕНА ВЛАДЕНИЯ
Содержание недорогой модели: насколько оно доступно?
Покупая новый автомобиль, мало кто задумывается о том, что его содержание тоже потребует денег, причем немалых. В западных странах придуман даже специальный термин - "цена владения". Что это такое? Из чего она складывается? Во сколько обходится содержание самых популярных моделей российского рынка?
МЫ ПРОСЧИТАЛИ "цену владения" для десятка наиболее распространенных в России недорогих автомобилей стоимостью до 10.000 евро. В наш список попали "Chevrolet Aveo", "Chevrolet Niva", "Daewoo Matiz" с четырехцилиндровым литровым мотором, "Daewoo Nexia", "Hyundai Accent" таганрогской сборки, "Hyundai Getz" из Кореи, собранная в России "Kia Rio", "Renault Symbol", "Volkswagen Pointer" и, конечно, вазовская "десятка". Из признанных бестселлеров в обзор не попал только "Ford Focus": модель первого поколения стоит дороже 10.000 евро, а цена планового обслуживания на чуть более дешевый "Focus II" пока еще не определена.
Среднегодовой пробег автомобиля был принят равным 30.000 км (столько проезжает за год среднестатистический москвич-автолюбитель). Если у кого-то пробег окажется существенно меньше, то упадут и расходы. Если больше - наоборот. Мы суммировали стоимость (вместе с расходными материалами и запчастями) всех обязательных ТО за этот период. У четырех моделей из нашего списка ("Chevrolet Aveo", "Renault Symbol", "VW Pointer" и, как ни странно, у "десятки") межсервисный пробег составляет 15.000 км, у остальных - 10.000 км.
Несколько парадоксальная ситуация с "Hyundai Getz". Сервисная книжка предписывает посещать техцентр каждые 15.000 км, но в салоне дилера, ссылаясь на "особо тяжелые условия эксплуатации", настоятельно рекомендовали сократить этот интервал до 10.000. Мы рассчитали стоимость эксплуатации исходя из этого.
А вот на примере других моделей видно, что сокращенный интервал между техническими обслуживаниями вовсе не обязательно означает удорожание владения автомобилем. Просто зачастую редкие ТО оказываются ощутимо дороже частых.
Очень удивил визит на сервисную станцию, занимающуюся обслуживанием "Chevrolet Niva". Выяснилось, что последнее ТО по регламенту производится при пробеге всего лишь 60.000 км! А дальше что? Клиенту предлагается самостоятельно разбираться со своим автомобилем? Или просто на больший срок эксплуатации машина не рассчитана? Мы обзвонили еще четыре сервисных центра, и везде подтвердили, что никаких данных по поводу дальнейшего обслуживания "Niva" нет. Один мастер-приемщик, искренне удивившись нашему вопросу, сказал: "А зачем вам дальше-то? Заводская гарантия все равно заканчивается..." Без комментариев.
Стоимость страховки от угона и ущерба для всех автомобилей мы приняли как величину постоянную в течение первых трех лет эксплуатации. Примерно так и есть в действительности. Большинство таких машин приобретается в кредит, а цена страхового полиса фиксируется на весь срок выплаты кредита. А для автомобилей, купленных за наличные, страховая стоимость по мере эксплуатации несколько уменьшается, но одновременно растет процент от нее. Страхование двух-трехлетнего автомобиля обходится несколько дороже (в процентном выражении от его цены), чем нового.
Ставку ОСАГО мы приняли московскую - то есть максимальную по стране. Если в вашем регионе она меньше, значит в этом вы сэкономите.
Все полученные данные сведены в две таблицы. В первой отдельно даны стоимость страховки и технического обслуживания каждой модели. А во второй подсчитана итоговая сумма за первый, второй и третий годы. Давайте условимся, что на протяжении этого периода автомобиль не ломается (а если ломается, то чинится по гарантии), не попадает в аварии и не требует внеплановых замен расходных материалов.
Цифры в таблицах далеко не окончательные. Этим расходы не ограничиваются. Мы не учитывали стоимость бензина (на модели гольф-класса она составляет в среднем около $1.200 на 30.000 км), затраты на мойку машины и аренду гаража или стоянки (на Западе при расчете "цены владения" эти факторы учитываются тоже). Кроме того, к первоначальной цене автомобиля обычно приходится прибавлять еще как минимум $500 на установку аудиосистемы и охранной сигнализации.
Как видите, дороже всего в течение трех лет обойдется содержание "Hyundai Getz". Самой маленькой "ценой владения" может похвастать наша "Лада". Если, конечно, сделать фантастическое предположение, что визиты на сервис будут связаны только с плановыми ТО.