"Публичное" изъявление?
Недавно РОМИР провел опрос россиян: "Как бы вы оценили возможность граждан России влиять на принятие важных решений в стране, на действия властей?". 60% ответили, что эта возможность мала и недостаточна, еще 32% - что такой возможности практически нет, и только 6% считают, что существует реальная возможность. Социологи полагают, что такая апатия связана с прохождением через Госдуму двух малоприятных для населения законов - "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании" и "О референдуме".
Обратить внимание на первый закон лично меня побудили участники межрегиональной общественной конференции "Вызовы и угрозы российскому государству и обществу в период второго президентского срока В.Путина", проходившей в апреле этого года у нас в Палатах. Там прозвучала идея о том, что один из вызовов Путину исходит из его же окружения, как ни удивительно - от пропрезидентского думского большинства, которое бездумно (простите за каламбур) душит начатки гражданского общества. Так, депутаты проголосовали за закон о митингах, не читав его. А президент завернул закон без подписания, потому что нашел время (и волю!) прочитать закон.
Проект этого закона изначально был задуман в защиту мира и спокойствия тех граждан, чьи права могут нарушить, например, пикетчики (не пускающие на работу, перекрывающие дороги и т.п.). Однако опрос фонда "Общественное мнение" показал, что именно митинги, демонстрации и пикеты подавляющее большинство граждан считают реальными формами своего возможного влияния на власть. Для сравнения: выборы популярны лишь у 9% россиян, забастовки и голодовки - у 6%, на письма и обращения уповают лишь 5%, на суды - 1%.Аналитики журнала "Эксперт" еще весной предположили, что "Единой России" (а только эта фракция за закон и голосовала) он понадобился вовсе не из таких благих побуждений. "Партия власти" наверняка знала, что правительство намерено проводить непопулярные (хотя и неизбежные) реформы - вроде замены льгот. А потому решено было подстраховаться через максимальное затруднением права на проявление всенародного недовольства.
А вот за закон о референдуме критика идет уже и в адрес президента, поскольку внес его именно глава государства. Это закон конституционного статуса, но статья 3 законопроекта опускает вопросы подготовки и проведения референдума на уровень нормативных актов Центральной избирательной комиссии РФ. Для проведения референдума за ЦИКом закрепляется право зарегистрировать инициативные группы по 100 человек не менее чем в половине субъектов РФ (то есть в 45), предварительно проверив их полномочия. А для их полномочий сначала должны пройти собрания с участием не менее полутысячи человек и создан финансовый фонд. То есть изъявлять свою волю граждане могут теперь чисто за свой счет.
Впрочем, это, может быть, и не лишено логики: референдумы - действительно очень дорогостоящая процедура, а в России они как-то "не идут". К примеру, понятие "всенародного референдума" мы находим еще в Конституции СССР 1936 года. Но первый референдум прошел только 55 лет спустя в Крыму - за восстановление этой территории в статусе АССР проголосовало 93,26% от принявших участие. 17 марта того же 1991 года прошел всесоюзный референдум: 76,4% голосовавших высказались за сохранение союзного государства (кроме республик Прибалтики, Молдавии, Грузии и Армении, где по решению местных властей голосование не проводилось). На этом же референдуме почти 70% проголосовало за введение поста президента СССР.
25 апреля 1993 прошел референдум о доверии президенту РФ и Верховному Совету РФ: 67% проголосовало за досрочные перевыборы депутатов. И, наконец, 12 декабря вместе с выборами в Госдуму первого созыва прошло "всенародное голосование" по проекту Конституции РФ, которое, однако, уже не соответствовало рамкам референдума. С той поры сподвигнуть наш народ на референдум политикам как-то все не удавалось.
Исключение составляет локальный референдум в Чечне. "Он там был нужен", -подчеркнули ряд политиков в блиц-интервью едкому "Коммерсанту". И предположили, что сейчас для референдума просто нет достойных тем. В самом деле: не поднимать же весь народ из-за ОСАГО или арабо-израильского конфликта? Отдельный вопрос - льготы, но тут и без затрат на референдум все ясно!