Перейти к основному содержанию

Главная      ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ПОЛОВИНА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ПОЛОВИНА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Недавно одна из крупнейших страховых компаний России - Страховой Дом ВСК - распространила пресс-релиз, в котором говорилось, что ее региональной сети впервые удалось добиться формирования страхового портфеля в размере, превышающем 3 миллиарда рублей, или 100 миллионов долларов. Цифра огромная. Естественно, мы не могли не обратиться к генеральному директору ВСК Сергею Цикалюку за комментариями.

- Сергей Алексеевич, 100 миллионов долларов - цифра очень большая. Ваша компания заявила, что по итогам года именно такую ответственность вы несете перед клиентами. Не очень ли это много даже для такой крупной страховой компании?

- Цифра в 100 миллионов долларов (а точнее 3,4 миллиарда рублей) - это не ответственность компании, а сумма поступивших страховых взносов клиентов, причем только по добровольным видам страхования. Общая же страховая премия, заработанная нами в прошлом году по всем видам страхования, превысила 5,9 миллиарда рублей, а выплатили мы клиентам свыше 3 миллиардов рублей, в том числе жителям и предприятиям Владимирской области - более 22,9 миллиона рублей. Вы же говорите, по всей видимости, об общей страховой сумме по всем заключенным нами договорам страхования. Она превышает 1,5 триллиона рублей.

- Полтора триллиона!? Это же половина федерального бюджета на 2004 год!

- Это нормально и далеко не предел. Работа страховой компании в том и заключается, чтобы защищать экономику страны, государство, бизнес, население от рисков различного характера. Причем залог успешной работы страховой компании - это грамотное перераспределение рисков. Я бы не хотел забивать голову вашим читателям "внутренней кухней" страховой компании - риск-профайлами, актуарными расчетами, программами перестраховочной защиты и т.п. Могу сказать,. что страховая компания, наверное, как никакой другой финансовый институт, находится под постоянным контролем различных инстанций. Нашу отчетность постоянно проверяет Федеральная служба страхового надзора, нас контролируют Федеральная налоговая служба и Федеральная антимонопольная служба. Кроме того, занимаясь обязательным государственным страхованием госслужащих и военнослужащих, Военно-страховая компания регулярно подвергается проверкам Счетной палаты РФ. Так что, сами видите, контроль очень серьезный. Но так, наверное, и должно быть: ведь клиент должен быть уверен в своем страховщике. К слову, специалисты рейтингового агентства "Эксперт РА" , присвоившего Страховому Дому ВСК высший рейтинг надежности А++, в ходе ежегодных процедур подтверждения рейтинга отмечают, что внутренние нормативы надежности, принятые в нашей компании, гораздо жестче официальных требований Страхового надзора.

- В конце прошлого года в одном из интервью вы говорили, что ваша компания не планирует активно продавать полисы ОСАГО. В то же время по итогам первого полугодия действия закона ваша компания на только вошла в десятку лидеров по ОСАГО, но в ряда регионов - заняла первые строки рейтингов...

- Вас это удивляет? Меня нет. Я всегда говорил и сегодня говорю, что мы на федеральном уровне не потратили ни копейки на рекламу ОСАГО. Были некоторые рекламные мероприятия в ряде регионов, которые проводили филиалы, но по сравнению с теми многомиллионными бюджетами, которые тратили наши коллеги-страховщики, это капля в море. Скажу больше: мы и не планируем рекламировать свои услуги по ОСАГО. В начале прошлого года мы выработали стратегию -продавать ОСАГО нашим существующим клиентам, сотрудникам наших корпоративных клиентов, а также новым корпоративным клиентам, с которыми планируем работать комплексно, по нескольким видам страхования. Этой стратегии мы придерживаемся и сейчас. Будем придерживаться и в будущем.

Мы изначально ставили перед собой задачу - обеспечить качественный сервис по ОСАГО нашим постоянным клиентам - юридическим и физическим лицам. Клиентов у нас очень много. Собственно, поэтому и такой результат - без рекламных затрат мы стали одними из первых и на этом рынке.

В то же время политика компании не изменилась: мы не допустим, чтобы автострахование заняло доминирующую долю в нашем страховом портфеле - надежность для нас важнее.

- Но ведь, говорят, это очень выгодно. Разве нет соблазна заработать?

- Выгодно в казино играть. Тоже можно в момент обогатиться, а можно все проиграть.

- Вы хотите сказать, что ОСАГО - это казино?!

- Я хочу сказать, что этот проект может быть для страховщиков, по крайней мере, безубыточен, если страховые компании будут серьезно подходить не только к продажам, но и к системе урегулирования убытков, постоянному анализу убыточности по договорам, борьбе с мошенничеством. Тут большая работа должна быть проделана в рамках РСА, должен быть налажен реальный обмен информацией между страховыми компаниями по фактам мошенничества со стороны недобросовестных клиентов.

На сегодняшний день я не могу с точностью сказать, принесет ли ОСАГО страховым компаниям прибыль либо же придется фиксировать убытки. Я возглавляю одну из крупнейших страховых компаний уже более 12 лет. И если этого сегодня не знаю я со всеми нашими аналитическими службами, то этого не знает никто.

Именно в связи с этим мы стремимся, чтобы наш страховой портфель был сбалансирован по видам страхования. Если будут убытки по авто, то мы их сможем погасить за счет прибыли по другим видам. Если же страховая компания акцентирует свою работу только на автостраховании, то она ставит под угрозу свое будущее - при неблагоприятном развитии событий она просто не сможет рассчитаться с клиентами.

- Вы полагаете, у крупнейших страховщиков, "увлекающихся ОСАГО" , реально могут возникнуть проблемы?

- Сегодня выплаты по ОСАГО растут в несколько раз быстрее поступления страховой премии. Вы не обратили внимание, что многие страховые компании сегодня все активнее говорят о необходимости "выравнивания" своих портфелей, уменьшения доли автострахования? То есть рынок видит те проблемы, которые со временем могут возникнуть. Про Страховой Дом ВСК могу сказать, что наша сдержанная позиция по ОСАГО позволила сформировать хороший и устойчивый портфель. Более того, мы можем еще немного увеличить долю ОСАГО в портфеле без риска для надежности компании.

- Но ведь все крупные клиенты уже застрахованы...

- Сейчас пойдет процесс перезаключения договоров по корпоративному транспорту на новый год. Нужно отметить, что клиенты сегодня уже осознанно подходят к выбору страховщика - смотрят на показатели его надежности, уровень сервиса, финансовые результаты. Так что, я думаю, мы увеличим свою долю на рынке ОСАГО. Хотя, повторюсь, мы будем работать с теми приоритетными клиентскими группами, о которых я говорил выше.

- Прошедший год был хорошим для страховщиков, объемы операций возросли. С чем это в первую очередь связано?

- Очень хотелось бы похвалиться: сказать, что мы усиленно работали, трудились - и вот показали хорошие результаты. Но это, с одной стороны, действительно так, а с другой, к сожалению, - не так. Не так, потому что рост страхового рынка во многом был обусловлен "внешними" для страховщиков факторами - а именно благоприятной ситуацией в экономике страны. У предприятий, у населения стало больше свободных средств, которые направлялись в том числе и на страхование. Плюс ОСАГО, которое, как я сегодня вижу, очень у многих компаний создает эйфорию благоденствия. Но про это я уже говорил.

В этой ситуации (большой объем выручки по ОСАГО и благоприятная макроэкономическая обстановка) очень важно не почивать на лаврах и не снизить темпов внутренней работы. Рано или поздно (лучше, конечно, поздно) ситуация изменится - ведь любой рынок развивается циклично. И в условиях ухудшения общей конъюнктуры смогут выжить только самые конкурентоспособные страховые компании. Все мы видим те усилия, которые сегодня предпринимает руководство страны с целью структурного реформирования экономики. Я уверен, что бизнес не должен отставать. Только постоянная работа над оптимизацией бизнес-процессов, снижением внутренних издержек, повышением эффективности работы персонала, четким контролем за рентабельностью всех бизнес-единиц и самое главное - постоянная забота о клиенте - могут быть залогом успеха страховой компании в ближайшие годы. Сегодня это первостепенные задачи, которые решает совет директоров Страхового Дома ВСК, правление компании и я как генеральный директор. Мы уже ощущаем плоды своей работы.

- Сергей Алексеевич, не могу не затронуть еще одну тему.В 2003 году большинство министерств и ведомств, которые в соответствии с законом должны страховать своих сотрудников, провели открытые конкурсы по выбору страховых компаний на 5 ближайших лет. Удалось удержать клиентов?

- Более того. Мы не только выиграли все конкурсы по нашим традиционным страхователям - Верховному суду, Министерству обороны, Федеральной службе безопасности и др., -но и добились права страховать сотрудников трех новых ведомств.

- Сложно было?

- Было очень непросто. В каждом конкурсе принимали участие до 10 страховых компаний, были многочисленные случаи недобросовестной конкуренции - заказные публикации, откровенное лоббирование... Тем не менее мы свои позиции отстояли и усилили. Это для нас очень важно. Ведь доверие государства дорогого стоит.