Перейти к основному содержанию

Главная      ПЕРЕВОЗЧИКОВ ЖДЕТ НОВОЕ СТРАХОВАНИЕ

ПЕРЕВОЗЧИКОВ ЖДЕТ НОВОЕ СТРАХОВАНИЕ

Усиление конкуренции между перевозчиками неминуемо приведет к ситуации - когда они либо сами станут отвечать за все ЧП, либо переложат груз ответственности на плечи страховых компаний.

ВСЕ РЕШАЕТ СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА...

"Перевозчик будет обязан страховать пассажира и платить ему немалые деньги в случае чрезвычайных происшествий" , - заявил депутат Государственной Думы РФ Владимир Тарачев на конференции "Обязательное страхование ответственности перевозчика: сроки введения, тарифы, перспективы" , организованной Группой компаний "БиСер" в отеле "Ренессанс-Москва".

Собравшимся впервые был представлен для обсуждения законопроект "Об обязательном страховании ответственности перевозчика". Согласно документу, последний будет обязан страховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. По мнению разработчиков, это позволит значительно увеличить сумму выплат пострадавшим пассажирам. Закон предполагается распространить на все виды перевозок: от воздушного транспорта до маршрутных такси. При этом железнодорожники будут пользоваться льготным тарифом по накоплению фонда выплат - здесь наименьшие риски. Больше всех придется платить воздушным перевозчикам - по причине высоких рисков.

Сегодня транспортники практически беззащитны перед требованиями возмещения ущерба. Например, в 2000 году в Калининградской области поезд наехал на автобус. Погибли и пострадали люди. В результате судебного решения автопредприятие, владевшее автобусом, было фактически разорено. Законопроект предполагает не только возможности поиска денег для выплат пассажирам, но и в пределах выплаченной страховой фирме суммы - освободить перевозчика от материальных претензий со стороны пострадавших граждан.

На Западе для определения размеров страховых выплат принимается сумма незаработанных пострадавшим денег, необходимых на содержание семьи. При статистической среднемесячной зарплате в России (5600 рублей) мы еще не скоро догоним в этом западные государства. Сегодня в случае причинения вреда жизни пассажира тот может рассчитывать на максимальное возмещение в размере 120-ти МРОТ, что составляет 1 2 тысяч рублей. На автомобильном транспорте на основании Закона, родственники пострадавшего вправе претендовать на 1 60 тысяч в случае гибели: если он погиб один. А если это транспортное средство, в котором путешествуют сразу много людей, - на всех будет разделена сумма в 240 тысяч рублей.

ОТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ

До сих пор в России страховые случаи на транспорте обуславливаются Указом Президента РФ N 750, а также Уставом железнодорожного и Кодексом воздушного транспорта. Согласно Указу, пострадавший может в обязательном порядке рассчитывать на 12 тысяч рублей единовременно и увеличить эту сумму по суду в несколько раз. В настоящее время по обязательному страхованию пассажиров Фонд выплат пострадавшим на железнодорожном транспорте формируется по следующим нормативам. С каждого собранного рубля страховых взносов 90,7 копейки уходит в Фонд предупредительных мероприятий МПС; 3,3 копейки - в качестве комиссионных. Следовательно, потерпевший получает всего шесть копеек с отданного страховщикам рубля.

За прошедшее с момента принятия Указа десятилетие многое изменилось. И особенно требования пассажиров к своей безопасности. Поэтому страховые фирмы стали предлагать перевозчикам добровольное страхование ответственности. Компания "Русский мир" открыла Центр страхования ответственности перевозчиков. Группа "Ренессанс-страхование" начала работать на рынке автоперевозок совместно с английской ассоциацией ТТ Club. Но лидером здесь до сих пор является "Ингосстрах" , который также около десяти лет занимается страхованием ответственности автоперевозчиков.

Например, в Удмуртии предприятия, перевозящие более половины пассажиров, застраховали свою ответственность. В Туле на такой шаг добровольно пошли троллейбусные парки. В Санкт-Петербурге комитет по транспорту администрации города не заключает договоры с перевозчиками, не имеющими страхового полиса. А транспортная компания сама имеет право выбрать страховщика, с которым будет сотрудничать. Эту инициативу приписывают Северо-Западному союзу страховщиков, созданному в 2001 году.

По новому же Закону, призванному заменить Указ Президента РФ, забота о пассажирах станет обязательной и обойдется перевозчикам недешево. В год автокомпании будут платить за страхование от 600 (за одно такси) до 3500 рублей за автобус. Пароходства - от 3200 до 96000 рублей за судно. Авиакомпании - от 60-ти до 580-ти тысяч рублей за борт. Железнодорожные перевозчики, метрополитены, а также владельцы монорельсовых дорог и фуникулеров - 0,2% дохода по перевозке пассажиров. По законопроекту в случае гибели пассажира в результате несчастного случая его родственникам будет выплачиваться от 160-ти до 300 тысяч рублей. Лечение же пострадавшего и потеря багажа будет оплачиваться в пределах 30-ти тысяч. Отметим - все это будет происходить уже на обязательной основе.

У НАС И У НИХ...

По существующей статистике, в России наиболее лояльным к пострадавшим пассажирам остается железнодорожный транспорт. Так, в свое время в результате выхода электрички на перрон Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге пострадали четыре человека. По Закону им не полагалось более 1 2-ти тысяч рублей. Но Балтийский филиал ОАО "ЖАСО" (железнодорожное акционерное страховое общество) выплатило каждому по 25 тысяч. Когда в 2003 году на Северо-Кавказской железной дороге была взорвана электричка, то родственники погибших получили по 90, а пострадавшие граждане до 40 тысяч. Отметим, что железнодорожники выплатили эти деньги без всяких судебных исков, фактически оказав благотворительную помощь. Основной же идеей законопроекта как раз и является та, что пассажиры в случае любых происшествий должны автоматически получать страховое обеспечение.

В Германии пассажир наземного общественного транспорта вместе с билетом получает страховой полис. Согласно этому документу, в случае гибели родственники получат €20 тысяч и еще восемь - на погребение. Увечье пассажира оценивается в €40 тысяч. Владельцы легендарных нью-йоркских "желтых" такси обязаны застраховать жизнь и здоровье пассажира не менее чем на $250 тыс. А каждое место в автобусе оценивается здесь в $ 10 тыс.

В Белоруссии практически монопольное право на страхование ответственности перевозчиков имеет компания "Белгосстрах". За 2003 год в этой стране было заключено соответствующих страховых договоров на $300 тыс. При этом страховые выплаты пострадавшим составили всего две тысячи долларов. Кстати, Белоруссия, Казахстан и Молдавия уже приняли у себя Закон "Об обязательном страховании ответственности перевозчика".

ПРЕНИЯ

Законопроект вызвал нарекания как со стороны перевозчиков, так и государственных органов. Например, начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев заявил, что сейчас метро платит за добровольное страхование своей ответственности не более 900 тыс. рублей. По новому же Закону необходимо будет увеличить страховую премию до 16-ти миллионов. Это отвлекает значительные суммы из оборота компании.

Заместитель начальника управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг Федеральной антимонопольной службы Лариса Жаркова считает, что нельзя ранжировать перевозчиков по степени риска. Гибель человека на железнодорожном транспорте или же на воздушном остается гибелью. Поэтому надо вводить другие критерии. Собравшиеся отметили, что в представленном виде Закон более выгоден страховым фирмам, чем перевозчикам...

В 2003 году в России начала действовать система ОСАГО или "автогражданка" , инициатива разработки которой также принадлежит Владимиру Тарачеву. Общий алгоритм законопроекта "Об обязательном страховании ответственности перевозчика" повторяет ОСАГО. В частности перевозчикам предлагается самоорганизовываться, чтобы решать вопросы с тарифами и лицензиями. Но представитель Минтранса РФ предложил передать все соответствующие этому полномочия в ведение Минфина. Это вызвало критику со стороны В.Тарачева, который напомнил, что Правительство до сих пор не отрегулировало ту часть ОСАГО, которая касается функций исполнительной федеральной власти.

РЕЗЮМЕ

До сих пор в российском страховом деле в области транспорта существуют двойные стандарты. Когда какой-либо национальный перевозчик выходит на зарубежный рынок, то он обязан придерживаться международных правил страхования. Например, по Монреальской конвенции существует двухуровневая ответственность авиаперевозчика. На первом уровне сразу после наступления страхового случая авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить пострадавшему около $1 35-ти тысяч. По суду размеры выплат неограничены. Согласно же нашему Воздушному кодексу каждый авиапассажир может претендовать, максимум, на тысячу МРОТ или 100 тыс. рублей. Поэтому когда российские авиаперевозчики летают за границу, то они придерживаются международных правил. Внутри страны - нормативных актов РФ. Аналогичное отношение и на морском транспорте.

Дискриминация отечественных пассажиров должна когда-нибудь закончиться. В противном случае наши перевозчики будут просто вытеснены зарубежными: у последних и техника современная, и сервис продуманный...

Графические материалы:

Таблица: Сколько платят в США и Западной Европе за погибших авиапассажиров

Материалы доступны в бумажной версии издания

***

ЗАКОНОПРОЕКТ ПРЕДПОЛАГАЕТ НЕ ТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТИ ПОИСКА ДЕНЕГ ДЛЯ ВЫПЛАТ ПАССАЖИРАМ, НО И В ПРЕДЕЛАХ ВЫПЛАЧЕННОЙ СТРАХОВОЙ ФИРМЕ СУММЫ - ОСВОБОДИТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ОТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ СО СТОРОНЫ ПОСТРАДАВШИХ ГРАЖДАН.

***

ОТМЕТИМ, ЧТО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ВЫПЛАТИЛИ ЭТИ ДЕНЬГИ БЕЗ ВСЯКИХ СУДЕБНЫХ ИСКОВ, ФАКТИЧЕСКИ ОКАЗАВ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНУЮ ПОМОЩЬ.

***

ЦИТАТА

"Несомненно - законопроект требует серьезной доработки".

ЛАРИСА ЖАРКОВА, заместитель начальника управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг Федеральной антимонопольной службы

***

ЦИТАТА

"Я думаю, что Закон РФ "Об обязательном страховании ответственности перевозчика" примут еще не скоро. Например, ОСАГО или "автогражданка" был принят через восемь лет после попадания в Парламент".

ВЛАДИМИР ТАРАЧЕВ, депутат Государственной Думы РФ