Процедура получения компенсации
Решение Конституционного суда, практически полностью отвергшего все претензии к закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", может тем не менее повлечь за собой серьезное реформирование "автогражданки".
Признав институт ОСАГО конституционным, КС, как это часто бывает, указал на нарушения закона при его реализации. Правительство теперь обязано утвердить новые правила страхования, в которых все процедуры должны быть предельно упрощены. В частности, из постановления следует, что потерпевшие не обязаны доказывать, кто виноват в аварии, - возмещение должно выплачиваться им автоматически.
Два месяца назад КС пришлось рассмотреть на своем заседании массу исков к закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В частности, в них указывалось на то, что закон нарушает Конституцию РФ, вводя незаконные налоги и ограничения права собственности, устанавливая слишком высокие тарифы. Заявители ставили перед КС и вопрос о том, что же все-таки страхуется - машина или ответственность водителя? И если, как следует из названия закона, страхуется все-таки ответственность, то почему же человек должен приобретать полисы на все принадлежащие ему автомобили?
В итоге КС отверг практически все претензии к закону. А глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев следующим образом объяснил противоречия между названием и содержанием закона: "Понимаете, сам по себе водитель не опасен, и его машина сама по себе тоже не опасна. Источником опасности они становятся, когда соединяются. Поэтому и страхуется ответственность человека, когда он едет за рулем".
Тем не менее КС нашел в этом акте один изъян - в статье пятой, которая гласит, что "условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям, содержащимся в издаваемых правительством РФ правилах". КС счел, что законодатель должен был бы установить в законе критерии, которыми должно руководствоваться правительство при утверждении правил. "Неопределенность позволила правительству включить в правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств положения, в которых понятия, содержащиеся в законе, трактуются иначе, - говорится в решении КС. - По сути страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств подменяется иным видом страхования - страхованием вреда, причиненного владельцем транспортного средства".
Теперь, по словам Ломакина-Румянцева, парламенту предстоит определить в законе критерии правил, а правительству - утвердить новые правила. За сложной юридической формулировкой, содержащейся в постановлении КС, кроется указание правительству на неправомочность действующей процедуры выплаты компенсаций. Во-первых, поскольку страхуется именно риск ответственности, а не причиненный вред, значит, потерпевший не должен предоставлять доказательства вины застрахованного лица. А именно на это и уходит у многих пострадавших так много сил и времени. Во-вторых, как следует из решения КС, действующие правила "расходятся с... принципами повышенной защиты прав потерпевшего на основе упрощенных процедур получения страховых сумм". Следовательно, правительство должно предельно упростить все процедуры по получению компенсации.
Возможно, что решение КС и действия по его исполнению будут обсуждаться 9 июня на заседании, посвященном ОСАГО, наряду с предложениями Минфина по изменению коэффициентов. Пока же продолжают действовать старые правила и подписанные на их основе договоры страховщиков и их клиентов. Правда, учитывая, что постановление КС уже оглашено и потому начало действовать, можно сделать вывод о том, что все споры между компаниями и пострадавшими должны уже сейчас рассматриваться по упрощенной для граждан процедуре.
http: //www. strana. ru