Госдума взялась за баранку
Что будет с правым рулем, "доверками" и ОСАГО?
В Государственной думе на различных стадиях обсуждения находится целый ряд законопроектов, имеющих прямое отношение к автомобилистам и их правам. Наиболее знаковые из них - в сегодняшнем рейтинге рубрики "Поехали!".
1. Самый антинародный
Некоторое время назад на обсуждение в профильный комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи поступил законопроект депутата от Набережно-Челнинского округа Татарстана (как раз там расположен КамАЗ) Олега Морозова о внесении поправки в закон "О безопасности дорожного движения". Если раньше пункт 5 статьи 22 названного закона лаконично гласил: "На дорогах РФ устанавливается правостороннее движение транспортных средств" , то сейчас депутат Морозов предлагает дополнить ее целым абзацем. Его суть состоит в том, чтобы "допуск ТС с правосторонним расположением руля для участия в дорожном движении на территории РФ осуществлялся в соответствии с законодательством России". То есть если раньше понятие правого руля не регламентировалось ни одним российским законом, то сейчас "правильные" машины получают прописку в отечественном праве. Но и из этого нельзя было бы делать выводы, если бы в распоряжении "В" не оказалась пояснительная записка к законопроекту. Из нее ясно, что стратегическая цель Морозова - все-таки "выдавливание по капле" правого руля. Он делает далеко идущие выводы: "Анализ... показывает превышение показателей аварийности в сравнении с транспортными средствами с левым расположением руля" (интересно, почему такая статистика нигде не была опубликована?). Законопроект предлагает допускать праворульки к эксплуатации "с соблюдением требований законодательства РФ, в частности, законодательства о техрегулировании и принимаемых в соответствии с ним правовых актов".Больше конкретики нет, а значит, вопрос о том, придется ли нам в скором будущем вместе с фарами переделывать и рули, переставляя их налево, остается открытым.
2. Самый громкий
В последние дни мая Госдума приняла в первом чтении поправку в КоАП об усилении ответственности за незаконное использование спецсигналов. Речь идет о сиренах и мигалках, дающих автомобилю преимущество в проезде и разрешающих пренебрегать правилами. Видимо, законные обладатели спецсигналов не вынесли конкуренции со стороны различных самозванцев с сиренами, из-за обилия которых уже "реальных пацанов" на дороге не очень-то уважают. Если сейчас штраф за незаконное использование спецсигнала составляет 10 МРОТ, то есть 1000 рублей (для расчета штрафов используется старый МРОТ, равный 100 рублям), то после вступления закона в силу физическим лицам придется раскошеливаться на 25 МРОТ, должностным - на 150-200, а юридическим - на 4000-5000 МРОТ.
Самое интересное здесь то, что перекликающийся законопроект депутата Виктора Похмелкина о сокращении числа лиц, имеющих право на спецсигналы, дума недавно отклонила. То есть речь идет о борьбе не с привилегиями, а с незаконными претендентами на таковые. Сами депутаты Госдумы, к слову, тоже имеют право на некоторые привилегии, в том числе "федеральные" госномера. Но в Приморье этот вопрос не слишком актуален: федеральными номерами у нас могут пользоваться только три человека, от мигалок тоже в глазах не рябит. Пока.
3. Самые "недоверчивый" и популистский "Вечнозеленые" вопросы доверенностей и ОСАГО с повестки дня вообще не сходят. Сейчас в думе лежит внесенный депутатами Васильевым, Крашенинниковым и Плигиным законопроект о внесении поправок в законы о безопасности дорожного движения и о нотариате. Инициаторы считают, что необходимо объявить вне закона не заверенные нотариально доверенности. Мол, это облегчает жизнь преступникам. Спор идет давно, и некоторые автомобилисты даже считают, что простые доверенности уже отменены. Это не так, но в ближайшее время ситуация может измениться.
Что касается автогражданки, то 17 июня планируется рассмотреть в первом чтении изменения в закон об ОСАГО. Это инициатива депутатов Бооса и Габдрахманова по смягчению действующих "драконовских" норм: предлагается ввести наконец полисы "выходного дня" , пересмотреть базовую ставку страхового тарифа. Кстати, 31 мая закон об ОСАГО изучал Конституционный суд и признал его в целом соответствующим Основному закону, но недоработанным. Высшей судебной инстанции не понравилась статья 5, согласно которой правительство самостоятельно разрабатывает правила страхования. Так что независимо от прохождения поправки Бооса-Габдрахманова закон об ОСАГО будет изменен. Переработают и правила страхования, но действующие договоры это не отменяет.