Перейти к основному содержанию

Главная      ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ "ПОЖАЛЕЛИ"

ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ "ПОЖАЛЕЛИ"

Авторы законопроекта предлагают отпустить тарифы на "автогражданку"

На этой неделе в Госдуму должен поступить очередной вариант правок в закон об ОСАГО. Международная конфедерация обществ прав потребителей (КонфОП) намеревается предложить правительству и Госдуме отпустить тарифы на обязательную "автогражданку" или установить только максимально допустимые ставки.

ТАКИМ образом, правительство оставит за собой право устанавливать верхний уровень стоимости полиса, но страховщики получат возможность эти тарифы "сбивать", предоставляя своим клиентам скидки в размере до 40 процентов. Одновременно с этим КонфОП предлагает ужесточить требования к страховщикам по ОСАГО.

В прошлом году страховые компании собрали 470 млрд руб. страховых премий, что лишь на 9 процентов больше, чем в 2003 г. Если не учитывать собранные премии по ОСАГО, рост рынка достиг 4 процента (в 2003 г. - 44 процента). Как удалось выяснить, в настоящий момент КонфОП подготовила ряд поправок по изменению закона об ОСАГО (обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств). Суть их состоит в том, чтобы данный закон позволил страховщикам варьировать стоимость полиса ОСАГО в сторону уменьшения от установленного правительством максимального базового тарифа. Предлагается ввести систему скидок до 40 процентов, которая спровоцирует участников рынка на установление конкурентоспособных цен на полисы.

По мнению председателя правления КонфОП, существуют две основные проблемы: первое - это отсутствие реальной возможности провести статистические исследования в области тарифов, так как сегодня не существует независимого органа по сбору таких данных. "Сегодня вся информация предоставляется самими страховыми компаниями, - заявил Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП. - Поэтому базовый тариф и система коэффициентов не имеют достаточного статистического обоснования". Так, по данным ГИБДД, в 2003 г. во Владимире и Иваново на каждые 10 тыс. зарегистрированных автомобилей приходилось 105 и 97 ДТП соответственно. При этом из постановления правительства РФ о тарифах на ОСАГО следует, что жители "менее аварийного" Иваново должны платить за полисы в 1,3 раза больше. И второе. Дмитрий Янин считает, что порядок в тарифах на ОСАГО будет наведен тогда, когда право их устанавливать будет отдано свободному конкурентному рынку. Если полностью отпустить тарифы по каким-либо причинам нельзя, следует хотя бы придать им статус максимально допустимых, сняв также все ограничения на размер скидок, которые страховщики могут предоставлять клиентам. "В результате стоимость полисов ОСАГО существенно снизится", - считает председатель правления КонфОП. По его словам, чтобы избежать демпинга и недобросовестной конкуренции, следует ужесточить требования к финансовой устойчивости страховщиков и усилить надзорные функции Федеральной антимонопольной службы. В умышленный сговор страховщиков г-н Янин не верит, так как, по его мнению, кто-то не захочет выполнять условия договоренности и снизит стоимость. "А за ним потянутся и прочие участники рынка", - заключил он.

Такая схема может понравиться и Федеральной службе страхового надзора, которая планирует к 2007 г. сокращение количества страховых компаний. Но сами страховщики пока воздерживаются от оценок. В одной из крупнейших российских страховых компаний заявили, что, пока что страховой рынок готов поддержать только те законодательные поправки, которые направлены на повышение тарифов по ОСАГО. Сейчас КонфОП заканчивает дорабатывать предложения по изменению законодательства об обязательной "автогражданке". Их предполагается направить в Госдуму после анализа итогов заседания правительства, которое состоится 9 июня.