"АВТОГРАЖДАНКЕ" - ДВА ГОДА. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Первого июня исполнилось ровно два года, как, вроде бы, страна приобщилась к цивилизации - в ней начал действовать Закон обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов. Что изменилось? И чего ждать дальше?
Конституционный суд подтвердил право на жизнь и законность "автогражданки", будем так ее называть. Другого никто и не ожидал. Потому что утверждать, что наличие страховки автомобиля ограничивает право малоимущих людей пользоваться самим автомобилем, так же абсурдно, как запрещение золота и бриллиантов из-за того, что не каждый может их купить. Нет средств - не покупай, автомобиль никогда не был товаром первой необходимости. Суд подтвердил, правительство в июне собирается кое-какие изменения в ОСАГО внести, но мелкие, несущественные. Что мы имеем за два года цивилизованной, можно сказать, езды?
Количество ДТП резко увеличилось - только потому, что их стали больше регистрировать, чтобы получить компенсацию - раньше получали кто как умел. Число погибших и покалеченных на дорогах страны чуть-чуть увеличилось, но "автогражданка" здесь ни при чем, на эти цифры она никак не повлияла.
За два года собрано порядка 75 миллиардов рублей, а выплачено - около 30. Как вы думаете, страховщики озолотились? Вообще-то, похоже, что они не бедствуют - многие страховые компании за это время переехали в более дорогие и шикарные офисы, это уже о чем-то говорит. Но в СМИ продолжаются, с одной стороны, подсчеты сокровищ, нахапанных страховщиками, а с другой стороны - их вопли о том, что работают чуть лине себе в убыток, еле сводят концы с концами.И вот что странно - почему нет государственного контроля за всей этой грандиозной страховой кампанией? Почему нам Счетная палата или какой еще официальный и независимый ни от кого орган не представил, спустя два года, всего несколько цифр: сколько собрали, сколько выплатили, сколько перечислено на какие нужды и -на сколько увеличили за два года страховщики свои бюджеты? Количество сотрудников выросло, это понятно. А как выросла средняя зарплата работников страховых компаний? Как она соотносится со средней по стране?
И стало бы все всем ясно. И не было бы никаких споров - ограбили нас или не ограбили? Будут продолжать нас грабить дальше или не будут? Велики ли страховые базовые ставки или малы? Ну, кто у нас защитник простого народа - Владимир Владимирович, дайте такое распоряжение, пусть сядут и посчитают. И все дела, страна успокоится. И будет продолжать страховаться дальше.
А теперь о хорошем. Нет, еще чуть-чуть о плохом - чем плоха наша "автогражданка"? Ходьба за своими деньгами. Неделями, а то и по месяцу-полтора. Неразбериха во многих случаях, вплоть до того, что не выплачивают деньги тому, кого пьяный на машине ударил. Путаница с регионами, сплошь и рядом занижение страховых выплат. Случаи есть вообще вопиющие - кстати, я бы рекомендовал при РСА - Российском союзе автостраховщиков - создать специальную конфликтную комиссию, дабы она такого не допускала, блюла бы интересы потребителя и одновременно честь РСА защищала.
Дело в том, что благодаря конкуренции между страховыми компаниями, вся это система самосовершенствуется. Если поначалу страховщики мало понимали, как надо работать, и старались поменьше денег отдать и побольше оставить у себя, то и мы, страхователи, мало соображали -какая компания лучше, какая хуже и чем они друг от друга отличаются.
Прошло два года. Стаховщики научились (немного!) работать, а мы научились видеть, где и как нас обдуривают. Страховщики поняли, что чем больше денег зажимаешь, чем муторнее клиенту, тем меньше клиентов к тебе продет. Несколько компаний разорилось, а автовладельцы завели черные списки компаний, сайты в Интернете, работает и сарафанное радио.
В итоге, я уверен, года еще через два вся эта махина стабилизируется, научится работать и будет работать нормально, удовлетворяя друг друга. Как и положено в цивилизованной стране.
Поживем - увидим?
Г. Юрьев.