Перейти к основному содержанию

Главная      Владельцев автомобилей "пожалели"

Владельцев автомобилей "пожалели"

Авторы законопроекта предлагают отпустить тарифы на "автогражданку"

На этой неделе в Госдуму должен поступить очередной вариант правок в закон об ОСАГО. Международная конфедерация обществ прав потребителей (КонфОП) намеревается предложить правительству и Госдуме отпустить тарифы на обязательную "автогражданку" или установить только максимально допустимые ставки. Таким образом, правительство оставит за собой право устанавливать верхний уровень стоимости полиса, но страховщики получат возможность эти тарифы "сбивать", предоставляя своим клиентам скидки в размере до 40%. Одновременно с этим КонфОП предлагает ужесточить требования к страховщикам по ОСАГО. Напомним, дискуссии вокруг справедливости тарифов на обязательное страхование автогражданской ответственности в последнее время стали более жаркими. Страховщики считают существующие тарифы убыточными, так как они не покрывают реальных издержек, а граждане полагают, что стоимость полиса ОСАГО чрезмерно высока. По мнению авторов новых поправок, проблема решится только тогда, когда право устанавливать тарифы будет отдано свободному конкурентному рынку.

В прошлом году страховые компании собрали 470 млрд. руб. страховых премий, что лишь на 9% больше, чем в 2003 г. Если не учитывать собранные премии по ОСАГО, рост рынка достиг 4% (в 2003 г. - 44%). Как удалось выяснить RBC daily, в настоящий момент КонфОП подготовила ряд поправок по изменению закона об ОСАГО (обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств). Суть их состоит в том, чтобы данный закон позволил страховщикам варьировать стоимость полиса ОСАГО в сторону уменьшения от установленного правительством максимального базового тарифа. Предлагается ввести систему скидок до 40%, которая спровоцирует участников рынка на установление конкурентоспособных цен на полисы.

В беседе с RBC daily председатель правления КонфОП обратил внимание на две основные проблемы: первое - это отсутствие реальной возможности провести статистические исследования в области тарифов, так как сегодня не существует независимого органа по сбору таких данных. "Сегодня вся информация предоставляется самими страховыми компаниями, - заявил RBC daily Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП. - Поэтому базовый тариф и система коэффициентов не имеют достаточного статистического обоснования". Так, по данным ГИБДД, в 2003 г. во Владимире и Иваново на каждые 10 тыс. зарегистрированных автомобилей приходилось 105 и 97 ДТП соответственно. При этом из постановления правительства РФ о тарифах на ОСАГО следует, что жители "менее аварийного" Иваново должны платить за полисы в 1, 3 раза больше. И второе. По мнению председателя правления КонфОП, просчитать тарифы настолько объективно, чтобы исключить подобные несоответствия, невозможно в принципе, поэтому не стоит их фиксировать вообще.

Дмитрий Янин считает, что порядок в тарифах на ОСАГО будет наведен тогда, когда право их устанавливать будет отдано свободному конкурентному рынку. Если полностью отпустить тарифы по каким-либо причинам нельзя, следует хотя бы придать им статус максимально допустимых, сняв также все ограничения на размер скидок, которые страховщики могут предоставлять клиентам. "В результате стоимость полисов ОСАГО существенно снизится", - считает председатель правления КонфОП. По его словам, чтобы избежать демпинга и недобросовестной конкуренции, следует ужесточить требования к финансовой устойчивости страховщиков и усилить надзорные функции Федеральной антимонопольной службы. В умышленный сговор страховщиков г-н Янин не верит, так как, по его мнению, кто-то не захочет выполнять условия договоренности и снизит стоимость. "А за ним потянутся и прочие участники рынка", - заключил он.

Однако, по мнению руководителя правового управления Всероссийского союза страховщиков Павла Бичикашвили, ввести систему скидок на полисы ОСАГО могут позволить себе только крупные страховые компании, в то время как для страховщиков среднего звена такая перспектива может оказаться не самой привлекательной. "Если все страховые компании начнут снижать тарифы в погоне за клиентами, впоследствии это может плохо сказаться на финансовой устойчивости компаний", - рассказал он RBC daily. Кроме этого, в оценке статистических данных, по его мнению, авторы новых поправок могут не учитывать ряд специфических особенностей. Например то, что часть средств отправляется в гарантийный фонд компании. Тем не менее г-н Бичикашвили предположил, что крупные страховые компании подобные поправки могут порадовать. Во-первых, это шаг в сторону установления рыночных отношений на рынке страхования, а во-вторых, в условиях конкуренции многие игроки вынуждены будут уйти с рынка, тем самым освободив пространство для крупных участников.

Такая схема может понравиться и Федеральной службе страхового надзора, которая планирует к 2007 г. сокращение количества страховых компаний. Но сами страховщики пока воздерживаются от оценок. В одной из крупнейших российских страховых компаний RBC daily заявили, что, пока что страховой рынок готов поддержать только те законодательные поправки, которые направлены на повышение тарифов по ОСАГО. Сейчас КонфОП заканчивает дорабатывать предложения по изменению законодательства об обязательной "автогражданке". Их предполагается направить в Госдуму после анализа итогов заседания правительства, которое состоится 9 июня.

Отдел экономики