ПОТЕРПЕВШИМ - ВЫПЛАТЫ, ВОДИТЕЛЯМ - "БОНУС-МАЛУС"
С первого июля этого года начался новый этап в реализации Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - осуществление компенсационных выплат в порядке возмещения вреда жизни и здоровью в результате ДТП. Еще одно новшество из области "автогражданки" - система "бонус-малус": водители, которые не попадали в ДТП в течение года, могут рассчитывать на определенные страховые скидки, а те, кто попал, - на повышающие тарифы. На прошедшем в Санкт-Петербурге семинаре, организованном Российским Союзом Автостраховщиков (РСА), было заявлено не только о нововведениях. Здесь подводились первые итоги действия закона об "автогражданке" и обозначились перспективы по его реализации.
СЕМИНАРЕ приняли участие заместитель председателя правления РСА Юрий Бугаев, представитель РСА в Северо-Западном федеральном округе Константин Байков, начальник отдела компенсационных выплат РСА Андрей Жигалин.
"Автогражданка" имеет право жить
Практическая работа по осуществлению обязательного страхования началась с 1 июля 2003 года. По применению отдельных статей закона до сих пор действуют некоторые ограничения: не проводится страхование ответственности владельцев транспортных средств, состоящих на балансе бюджетных организаций, граждан, получивших транспортные средства через органы социальной защиты, не применяются установленные законом административные санкции.
Как считает заместитель председателя правления РСА Юрий Бугаев, для жизнедеятельности этого закона есть как минимум три объективные причины. Во-первых, появление такого закона продиктовано самой реальностью: в России неуклонно растет число ДТП и пострадавших в них людей, увеличивается количество транспортных средств, и не всегда хорошего качества. Во-вторых, в России сложилась благоприятная экономическая обстановка для проведения обязательного автострахования: доходы населения стабилизировались, даже есть их рост. В-третьих, в России сформировался достаточный страховой рынок, который может взять на себя реализацию закона.
- Впервые в нашей стране государственную программу по защите прав потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях возложили на профессиональное объединение, каковым является Российский Союз Автостраховщиков, начавший свою работу в августе 2002 года, - говорит Юрий Степанович. - Представительства РСА созданы во всех федеральных округах. Сегодня союз объединяет более 170 страховых компаний.
Сколько платят потерпевшим?
Возмещению в виде компенсационной выплаты подлежит только тот вред, который получился в результате ДТП. Возмещению подлежат утраченный заработок или доход потерпевшего; утрата кормильца; лечение; расходы на посторонний уход за пострадавшим в ДТП.
Исковая давность по компенсационной выплате - два года.
Размер компенсационных выплат рассчитан так: до 160 тысяч рублей при одном потерпевшем и до 240 тысяч - при нескольких потерпевших в одном ДТП. Как только этот лимит заканчивается, заканчивается ответственность страховщика перед страхователем.
На конец июня этого года страховые компании страны заключили более 22 миллионов договоров на общую сумму 43 миллиарда рублей. Средний страховой взнос по стране составляет 1900-1950 рублей. А средний размер выплаты на одного потерпевшего в ДТП сейчас достигает 20 тысяч рублей.
Ошибки страховщиков
Анализируя деятельность страховых компаний, контрольная служба РСА выявила наиболее характерные недостатки в их работе. Например, при заключении договоров страхования отсутствуют или применяются формы неустановленного образца. В заявлениях отсутствует информация, необходимая для правильного определения коэффициентов страховых тарифов, и, как результат, неправильно рассчитываются страховые премии.
При этом, подчеркивают представители РСА, по отдельным направлениям работы, связанной с обязательным автострахованием, отсутствуют необходимые нормативные документы. Например, не принят весь пакет документов, регламентирующих работу независимых экспертов по оценке вреда, причиненного потерпевшим.
Хотя в Уголовном кодексе РФ такого термина как "страховое мошенничество" нет, члены РСА настроены решительно на борьбу с такими дельцами. Формируется база данных о страховых случаях, фиксируются все участники ДТП. Это позволит дифференцировать участников дорожного движения на определенные категории: добропорядочных автовладельцев, которые могут попасть в ДТП; лиц, которые, попав в аварийную ситуацию, будут искать способы получения возмещения убытка, идя на искажение обстоятельств ДТП; профессиональных мошенников, которые зарабатывают на криминальном бизнесе; и организованные преступные группировки, работающие на незаконном рынке транспортных средств.
Факты страхового мошенничества выявляются и в нашем регионе. Как сообщило информационное агентство "Комиинформ", недавно прокуратура республики завершила расследование уголовных дел по таким фактам в отношении страховых компаний Сыктывкара.
Фабула уголовных дел такова: с декабря прошлого года по март нынешнего отдельные жители столицы решили подзаработать. Они имитировали ДТП с автомашинами, имеющими существенные повреждения, после чего обращались в страховые компании за получением страхового возмещения по договору об "автогражданке". К делу "подключались" сотрудники ДПС ГИБДД УВД Сыктывкара: они составляли липовые документы по результатам "столкновений" машин.
Размер незаконных страховых выплат составлял от 45 до 220 тысяч рублей. Следствие выявило факты мошенничества как по договорам обязательного страхования гражданской ответственности, так и при заключении договоров добровольного страхования. Так, например, представитель ЗАО "Страховая группа "УралСиб" оформил договор для получения страхового возмещения задним числом.
Среди потерпевших также оказались филиал ОАО "Росгосстрах-Северо-Запад", которому злоумышленники причинили реальный ущерб на 215 тысяч рублей и Сыктывкарский филиал ОСАО "Ингосстрах", где хищение превысило десять тысяч рублей. Общая сумма ущерба составила 262 тысячи 526 рублей, злоумышленники покушались на 348 тысяч.
Ущерб в ходе следствия был частично возмещен. К уголовной ответственности привлечено восемь сотрудников ГИБДД и восемь гражданских лиц, в том числе работник страховой компании.