Перейти к основному содержанию

Главная      СТРАХОВАНИЕ

СТРАХОВАНИЕ

ОСАГО обжалованию не подлежит

"АВТОГРАЖДАНКА". Конституционный суд поставил точку в споре о законности ОСАГО - введение этого вида обязательного страхования Конституции не противоречит. Доказать обратное пытались группа депутатов Госдумы, а также законодатели из Госсобрания Республики Алтай и Волгоградской областной думы. Они настаивали на том, что "автогражданка" в силу своей обязательности и всеобщности нарушает конституционные права граждан на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, в данном случае автомобилем. К тому же принуждение к приобретению полиса, по мнению заявителей, противоречит нормам гражданского права, провозглашающим свободу договора. Другой пункт "обвинения" касался обязательного членства операторов ОСАГО в Российском союзе автостраховщиков (РСА), которое якобы создает неравные условия на рынке и тем самым ограничивает автовладельцев в выборе страховой компании. Не преминули заявители пожаловаться и на завышенность тарифов и мизерность возмещения.

Однако убедить судей в неконституционности закона об ОСАГО не удалось, единственное противоречие, которое они обнаружили, кроется в статье 5 этого документа. Ее суть сводится к тому, что типовые условия страхования определяются правительством. Конституционный суд посчитал это компетенцией законодателя, но действующие правила страхования отменять не стал, сохраняют юридическую силу и сами договоры ОСАГО. Исправление же недочета скорее дело техники, требуется лишь внести поправки в закон.

В то же время служители конституционной Фемиды не нашли ничего предосудительного в том, что регулированием тарифов сегодня занимается исполнительная власть. Не вызвало у них нареканий и обязательность членства в РСА страховщиков, работающих на этом рынке.

Решение Конституционного суда ободрило операторов "автогражданки" и пошатнуло позиции противников действующей системы ОСАГО - добиваться правды они теперь могут только в законодательном порядке с поубавившимися шансами на успех. Зато правительству не придется менять свои планы, и в ближайший четверг оно в спокойной обстановке займется корректировкой тарифов и другими "автогражданскими" вопросами ("Ф." N 20).

Решение Конституционного суда окончательное и обжалованию не подлежит. Закон об ОСАГО выдержал это испытание, и сейчас трудно даже представить, чем обернулся бы для рынка иной вердикт судей.

АРТЕМ ФЕДОРОВ

***

АЛЕКСАНДР ФЕДОНКИН, заместитель генерального директора Московской страховой компании:

- Решение Конституционного суда о соответствии положений закона об ОСАГО Конституции можно расценить как безусловно справедливое не только с точки зрения страховщика, заинтересованного в развитии ОСАГО, но и прежде всего с точки зрения всех участников дорожного движения. Во всем мире нет иной альтернативы для защиты интересов автовладельцев и потерпевших в ДТП, кроме обязательного страхования автогражданской ответственности. Что касается несоответствия Конституции статьи 5 закона об ОСАГО, по которой правительство имеет право устанавливать правила страхования, то поправки в отношении нее могут свестись к нормам Гражданского кодекса. Согласно статье 943 ГК, условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования, утвержденных объединением страховщиков. Таким объединением по ОСАГО является РСА, и будет естественно, если он разработает и утвердит подобные правила, согласовав их с Росстрахнадзором и иными заинтересованными ведомствами. Единственными проигравшими от нынешнего решения могут считаться отдельные депутаты, которые делают себе PR на критике ОСАГО. При отсутствии предмета для критики риск не пройти в Думу на очередной срок возрастает. Но это уже не страховой случай.

***

СК "Прямое страхование".

Компания, ранее именовавшаяся "Аурой", стала очередным приобретением инвестиционного консорциума, в который входят международный холдинг TBIH и группа "Русские фонды". Страховщик приступил к реализации полисов автострахования, используя каналы прямых продаж без участия агентов. Ранее те же инвесторы стали владельцами контрольного пакета акций "Стандарт-резерва" и блокирующего "Совиты".

***

Правительство утвердило правила предоставления госгарантий по военным рискам при страховании ответственности авиаперевозчиков. Их получат страховщики, отобранные по конкурсу. Полис, обеспеченный госгарантиями, выдается лишь тем авиакомпаниям, чья ответственность застрахована не менее чем на $150 млн. Государство обеспечивает возмещение ущерба сверх этой суммы, но в пределах средств, предусмотренных на то в бюджете - 25, 5 млрд рублей.

***

"Страховой капитал". Дочерняя компания Внешторгбанка застраховала Останкинскую телебашню более чем на $110 млн. Защита по полному пакету имущественных рисков распространяется на саму башню, здание экскурсионного корпуса, телевизионный передатчик, антенно-фидерные устройства, фидерные тракты и телефонную станцию.

***

Акционерный пасьянс

Из состава акционеров "Ингосстраха" вышли ООО "Новые партнеры" и ООО "Системный капитал", которым принадлежало по 14, 21% акций страховщика. Их место заняли два других ООО - "Гранит" и "Вега", получившие 15, 98 и 6, 75% акций соответственно. Основными совладельцами "Ингосстраха" сегодня являются холдинг "Базовый элемент" с ОЛЕГОМ ДЕРИПАСКОЙ и Александр Мамут. Как сообщили в "Базовом элементе", структуры, выбывшие из реестра акционеров "Ингосстраха", контролировались мажоритарными акционерами, ими же контролируются и новые компании, участвующие в капитале страховщика. "При этом перераспределения долей обоих мажоритарных акционеров "Ингосстраха" не произошло. Изменение учетных записей в реестре акционеров носит исключительно технический характер", - заявили в "Базовом элементе".