Автогражданка: дубль второй
Претензии водителей вызваны большей частью несовершенством закона, а не работой страховщиков
С момента принятия Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) прошел год. С 1 июля началась пролонгация договоров на новый страховой период. Чем не повод подвести некоторые итоги?
Неприятие этого закона большей частью автовладельцев хорошо известна, поэтому за шумом, поднятым в защиту автовладельцев, мы попытались узнать мнение руководителей страховых компаний, как местных, так и филиалов российских страховых гигантов. Наши вопросы не выходили за рамки тех, что волнуют обе стороны автостраховых отношений.
1. Итоги первого года работы закона об ОСАГО: количество договоров, страховых случаев, доходы, расходы и т. д.
2. Основные претензии страхователей и страховщиков.
3. Что, на взгляд компаний, не хватает в законе, что можно изменить, а что и вообще убрать?
Генеральный директор филиала СК "Альфа-Страхование" Феликс ВЕРЕЩАК:
-Год работы закона об ОСАГО -срок небольшой, и давать ему оценку еще слишком рано. Его надо исполнять. Должно пройти минимум три года, чтобы можно было делать первые выводы. Что касается финансовой стороны вопроса, то эта информация закрыта. Особых вопросов между страхователями и нами не возникает. Главные шероховатости возникают при оформлении дорожно-транспортных происшествий по причине волокиты, сами знаете кого, а о снижении базового тарифа даже говорить не хочу. Давайте подождем и поработаем года три, а то наменяем на свою голову.
Начальник управления автострахования "Росгосстрах-Дальний Восток" Михаил ПОПОВ:
-У страхователей к нам прежде всего два вопроса: быстрее рассматривать страховые случаи и получить максимальные суммы компенсаций. Мы все делаем в рамках закона. На фоне совершенствования своей работы объем производимых выплат по ОСАГО растет. Так, во 2 полугодии 2003 г. было выплачено 18 млн. руб., а в 1 полугодии 2004 г. уже более 100 млн. руб. Следует ли закон изменить или внести поправки? Вопрос неоднозначный, поскольку в новых законах трактовка отдельных положений далека от идеала. Например, порядок применения коэффициента преимущественного использования транспортных средств трактовался различными страховыми компаниями по-своему.
Заместитель директора ДВ филиала ОАО "СОГАЗ" Лариса СТУДЕНКОВА:
-Количество страховых договоров, коллеги из других СК со мной согласятся, информация конфиденциальная, равно как и не столь уж важная. Особенность нашей компании в том, что мы работаем с корпоративными клиентами и автогражданка не является профилирующим нашим направлением, скорее попутным. К уже имеющимся договорам мы предлагаем своим партнерам и такую форму, как ОСАГО. Сейчас мы занимаемся перезаключением договоров, и фактов оттока клиентов или смены СК, с чем столкнулись некоторые компании, у нас не было. Скорее, наоборот. Наши партнеры приводят знакомых, родственников, коллег.
По обоюдным претензиям могу сказать, что закон по ОСАГО "сырой". Есть очень много спорных моментов. Например, не выработана единая политика по возмещению ущерба, хотя в законе говорится, что каждая компания обязана проплатить 100% причиненного ущерба. Тем не менее из опыта общения со страховыми компаниями, работающими на страховом рынке Приморья, мы знаем "шалости" некоторых из них, когда при обоюдной вине водителей оплачивается 50% страховой премии, что противоречит закону. Стоит только автовладельцу обратиться в комитет по защите прав потребителей, как судебный прецедент обеспечен.
Директор департамента ОСАГО СК "Дальакфес" Юрий ПРИСМИЦКИЙ:
-Хотелось бы пожелать нашим настоящим и будущим клиентам относиться к полису с большей ответственностью, а именно не оставлять в машине, возить с собой вместе с остальными документами (такими как водительское удостоверение или паспорт транспортного средства). Иметь при себе только оригинал страхового полиса, ведь никому не придет в голову возить с собой копию водительского удостоверения, а оригинал хранить дома.
Если говорить о претензиях страхователей к нам, то здесь скорее вопросы к закону, выражающиеся в жалобах клиентов при страховании. В первую очередь, отсутствие скидок, особенно для пенсионеров. Минимальный период использования для ТС с госномером только полгода, сложности при расторжении договора обязательного страхования (необходимо предоставлять документы, подтверждающие продажу ТС), а также при определении страховой премии не учитывается год изготовления ТС (актуально для ТС 80-х годов выпуска).
Заместитель генерального директора по продажам ОАСО "Защита-Находка" Евгений ТУЛАЕВ:
-Мы занимаем второе место на рынке страхования автогражданской ответственности после "Россгостраха-ДВ". Большинство наших клиентов начали перезаключать договора. Кстати, заключенный в прошлом году нашей компанией первый в России полис ОСАГО, знаковый для нас, тоже успешно продлен.
К страхователям у нас претензий нет, есть совет: к заключению договора подходить более ответственно, не покупать страховку в первой попавшейся страховой компании, обращать внимание не только на название, но и на предлагаемый сервис (при одинаковой стоимости страховки он может быть разным). Что касается претензий страхователей, то они незначительны, вызваны незнанием закона и в основном связаны со сроками выплаты (понятно желание любого человека получить деньги побыстрее).
Главный менеджер Дальневосточного филиала ОАО "Военно-страховая компания Николай ПОПОВ:
-С таким фактом, как смена компании или отказ от пролонгации договора об ОСАГО, мы сталкиваемся нечасто, и то только при смене собственника ТС. Как таковых у нас претензий к страхователем нет, есть недоразумения, возникающие от незнания ими закона. Например, при оформлении страховых выплат оказывается, что автовладельцы самостоятельно вписывают посторонних лиц, или продлевают сроки действия договоров, что при тщательном подходе можно трактовать как мошенничество. К нам, в свою очередь, претензия только одна. По мнению страхователей, мы задерживаем выплаты. Однако после разъяснения "процессуальности" этого вопроса все претензии к нам отпадают.