Автострахование: "обираловка" или помощь автовладельцам? Социологический перекресток
На днях исполнился год, как вступил в действие закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Не секрет, что он воспринимался многими автовладельцами как очередной способ обобрать граждан.
Помнится, народ даже устраивал акции протеста. Но вот прошло время, и можно сделать первые выводы. Что теперь думают об автостраховании сахалинцы?
Александр, владелец иномарки:
- Я еще раз убедился в прочности отечественной бюрократии. Стукнулся с другой машиной на перекрестке. Я ехал на зеленый сигнал светофора, тот водитель доказывал, что тоже двигался на зеленый. Страховая компания для выплаты ущерба требовала бумагу из
ГАИ, где четко указано, кто виноват. А после моего ДТП была поначалу "непонятная" ситуация. Страховку мне в конце концов выплатили, но чего мне это стоило!
Ю. КУЗЬМЕНКО, зам. начальника областного управления ГИБДД:
- Закон об автостраховании, безусловно, давно назрел. Другое дело, что он требует доработки. В частности, необходимы дополнения и изменения в административный кодекс. К примеру, кодексом не предусмотрено наказание за совершение ДТП при движении автомобиля задним ходом. Чтобы страховая компания возместила потерпевшему ущерб, он должен предоставить протокол о факте ДТП и административный протокол о нарушении. А мы не можем оформить последний, так как кодексом это правонарушение не предусмотрено.
Кроме того, период страхования должен быть годичным, потому что некоторые граждане хитрят с его сроками. И самое главное - за большое количество нарушений, даже не приведших к авариям в течение года, должны быть и крупные суммы страховки. Без этого автогражданская ответственность не имеет смысла. Потому что отъявленные нарушители потенциально опасны на дороге. Да, у нас за совершение ДТП в течение страхового года предусмотрено увеличение суммы страховки, но она не бьет серьезно по карману.
Если бы сумма страховки, помимо прочего, зависела и от количества нарушений, это существенно дисциплинировало бы водителей. А у страховых компаний появились бы дополнительные финансовые ресурсы для возмещения ущерба.
Сергей, водитель:
- Чем дальше, тем более очевидно, что закон до конца не продуман. Хотя в названии этого документа и говорится об автогражданской ответственности, в действительности мы страхуем не свою ответственность, а автомобили. Вот у меня две машины.
По идее я должен просто застраховать свою ответственность, независимо от количества автомобилей. Но я-то вынужден оформлять на каждую машину по страховке.
Вызывают вопросы и тарифные ставки. Страховщики руководствуются не объяснимым для меня принципом: чем меньше объем двигателя автомобиля, тем ниже тарифная ставка. Якобы у такой машины меньше вероятности попасть в автоаварию. Но небольшой спортивный автомобиль - он же намного динамичнее скоростной машины с большим объемом двигателя. И в этом смысле шансы попасть в ДТП у обоих этих автомобилей одинаковые, а вот суммы страховки разнятся.
В. ВОЛГИН, водитель:
- Само направление государством выбрано верно. Потому что, если пострадавший имеет возможность ремонтировать машину или лечиться за счет страховой компании, это ж только хорошо. Тем более что сумма страхового взноса меньше, нежели ремонт побитого автомобиля.
А. ГОРОХОВ, эксперт по претензиям сахалинского филиала страховой компании "Ингосстрах":
- Закон, на мой взгляд, неплохой, и в этом смогли убедиться те, кто уже получил деньги за ущерб в ДТП. У нас было много проблемных ситуаций с госавтоинспекцией, но сейчас вроде бы наладили контакт. Мы как страховая компания свои обязательства перед потерпевшими выполняем. Но главная проблема у пострадавших появлялась тогда, когда виновник не был застрахован. И человек частенько оставался один на один со своей бедой, надеясь лишь на суд.
По идее гаишники через полгода действия закона должны были начать штрафовать всех, кто не имеет страховки, но они подходили к этому делу лояльно. У меня страховой полис есть, но ни разу инспекторы, проверяя документы, не поинтересовались его наличием.
Стикер на лобовом стекле - это ведь еще не страховой полис. У нас до сих пор есть автовладельцы, не имеющие этого документа.
А. ПИЛЮГИН, начальник отдела областного управления ГИБДД:
- С тех пор, как введено автострахование, у нас приблизительно в три раза возросло количество механических ДТП. Раньше как?
Столкнулись машины, ущерб незначительный, водители договорились между собой и разъехались. Сейчас они вызывают инспекторов. И мы регистрируем все механические ДТП. Потому что люди иначе не получат потом страховые выплаты. Но количество наших дознавателей осталось прежним, а нагрузка на них возросла. И это стало для нас очень большой проблемой. Кроме того, пробки, длительные заторы на улицах. Участники ДТП нередко ждут, когда дознаватель освободится с предыдущего автопроисшествия и приедет к ним.
И еще. Сахалинские филиалы страховых компаний отчитываются лишь перед своими московскими головными офисами, но не имеют координатора всех филиалов на месте. Если человек совершил несколько ДТП, то, чтобы не платить на следующий год повышенную страховку в этой компании, он может прийти в другую компанию и зарегистрироваться там. И это серьезная проблема.
На сегодня практически все автовладельцы имеют полисы, ну, может быть, за исключением тех, кто долго не эксплуатировал машину. Ведь тот же техосмотр без страховки уже не пройдешь.
В. ГАВРИЛОВ, водитель:
- Одно дело, если я совершил небольшое ДТП (ну, фару разбил, с каждым может случиться), и другое - если серьезно помял другую машину. Но и в том, и в другом случае страховка на следующий год возрастает на 50 процентов. Должен быть все же более объективный подход к виновнику.
Мой знакомый пострадал в ДТП. В его страховой компании сказали, что ущерб будет оценивать только их эксперт, никаких, мол, независимых экспертиз. А оценивал он стоимость запчастей по ценам "Федоровки", на которой, как известно, продаются в основном бэушные детали. Машина у моего знакомого была последних годов выпуска. Короче, на выделенные деньги он кое-как подобрал необходимое, и явно худшего состояния. Потом выяснилось, что эти запчасти - от машины, тоже побывавшей в ДТП. То есть, получается, человек пострадал дважды. Н. ВОЛКОВ, пенсионер:
- Я на своей "старушке" езжу только летом и только на огород. Ну, раз-два в неделю. Но оформлять мне полис лишь на три месяца страховщики отказываются, говорят, надо минимум на полгода. Разве это правильно?
А.КИСЕЛЕВ, специалист страховой компании "АКОМО":
- Я и сам за этот год попал в ДТП, в мою машину врезалось старенькое авто. По внешнему виду владельца сразу было понятно, что денег на возмещение ущерба у него не найдется никогда. И только благодаря выплаченной страховке я быстро привел в порядок свой автомобиль. Вообще наша компания возместила ущерб в ДТП примерно 50 пострадавшим. В среднем это суммы в пределах 30 тысяч рублей. Прежде были только механические ДТП, сейчас у нас в работе два дела с пострадавшими людьми, причем один погиб. Если человек проездил год без аварии, то при переоформлении страховки ему полагается 5-процентная скидка. За одну аварию - на 55 процентов больше прежней суммы. За два и более ДТП - еще более повышающий коэффициент. К примеру, если страховка составляла
1980 руб., было 3 ДТП, на следующий год надо заплатить 4851 рубль.
Никаких категорий льготников, о которых велись разговоры в Госдуме, на сегодня пока не появилось.
Единственная проблема с клиентами у нас заключается в том, что люди не читают правила страхования, и, когда случается ДТП, возникает много ненужной суеты.
Л. КУДРИН, водитель:
- Спустя буквально пару дней после оформления страховки я попал в автоаварию. К моему великому удивлению, мне оперативно выплатили нормальную сумму денег. Теперь я - двумя руками за автострахование.