СТРАХОВЩИКИ ЗАРАБАТЫВАЮТ "АВТОГРАЖДАНКОЙ"
До конца летней сессии Государственная Дума планирует рассмотреть законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В чем они будут заключаться и что в этот документ следовало бы добавить, рассказывает депутат Госдумы Юрий СЕНТЮРИН.
Анализ практики исполнения закона в течение года его действия показал, что сумма страховых премий по договорам обязательного страхования, полученных в целом по России страховыми компаниями, в несколько раз превышает реальные затраты страховых организаций по осуществлению страхования. По состоянию на 1 июля 2004 года сумма страховых премий в целом по России составила более 48 миллиардов рублей, а сумма страховых выплат всего - 8, 7 миллиарда!
При этом базовая ставка страховых тарифов непомерно высока для основной части населения. Но даже инвалиды, получившие транспортные средства от государства через органы соцзащиты, должны оплачивать автостраховку в полном объеме, а потом ждать пятидесятипроцентной компенсации из средств федерального бюджета. Сотрудники Госавтоинспекции с пониманием относятся к этой категории людей, не имеющих страхового полиса, и давно уже не наказывают инвалидов. Лояльность стражей порядка на дорогах, с точки зрения депутата, вполне объяснима.
Мой анализ исполнения этого закона и многочисленные обращения граждан - избирателей в Государственную Думу и ко мне как к депутату ГД подтвердили, что в таком виде закон не отвечает принципам социальной справедливости. Более того, установленные базовые ставки страховых тарифов нельзя назвать экономически обоснованными. Базовая ставка может и должна быть уменьшена минимум в два раза. Инвалиды, получившие автомобили - а наибольшое количество обращений поступило именно от них: и от отдельных граждан, и от общественных организаций, - считают необходимым вообще избавить их от уплаты обязательной автостраховки, поскольку основная часть людей этой категории просто не имеет возможности платить страховым компаниям такие деньги. Скажу больше: именно инвалиды попадают в парадоксальную ситуацию, когда получают свой автомобиль от государства бесплатно, но не могут им пользоваться, потому что не имеют возможности заплатить частным страховым компаниям.
Сроки страхования - тема для отдельного разговора. Согласитесь, минимальный период, на который может быть заключен договор обязательного страхования, составляет шесть месяцев, хотя автомобиль как средство передвижения многими гражданами используется значительно меньше. Зачастую только летом, для перемещения на садово-огородные участки, да и то только по выходным. При этом платят такие граждане, как и все остальные, в полном объеме.
Приведу конкретные примеры из жизни своих избирателей. Один из них - пенсионер, заслуженный автозаводец, ветеран труда и Минавтопрома Виктор Иванович Матвеев, который на своей "Волге" ГАЗ-3110 ездит только до садового участка, расположенного в Богородском районе, и обратно. В год Виктор Иванович наезжает максимум 1000 километров, а платить за "автогражданку" должен более трех тысяч рублей, хотя размер его пенсии две тысячи восемьсот! Как такое возможно? Предлагаемый законопроект призван решить все эти проблемы. Мнение основной части избирателей Автозаводского избирательного округа окончательно определило мою позицию по этому законопроекту. Я обещаю своим избирателям, что буду голосовать "за".