ПОБЕДА АВТО СТРАХОВЩИКОВ
КОНЪЮНКТУРА Конституционный суд признал соответствие ОСАГО Основному закону
Правила обязательного страхования и заключенные по ним договоры ОСАГО остаются в силе
Автовладельцы потеряли последнюю надежду в борьбе против обязательного автострахования. Вчера Конституционный суд (КС) признал соответствующими Конституции все положения закона об ОСАГО, за исключением одной малозначимой статьи. Для автовладельцев ничего не изменилось - они обязаны покупать полисы ОСАГО по тарифам, устанавливаемым правительством.
КС приступил к проверке закона об ОСАГО полтора месяца назад. До этого, в 2003 и в 2004 годах, автовладельцы безуспешно пытались оспорить отдельные положения закона и правил страхования ОСАГО в Верховном суде. Поводом для проверки закона на соответствие Конституции стали сразу несколько обращений: запрос группы депутатов Госдумы, двух областных парламентов и жалоба частного лица. Претензии касались, в частности, принудительного порядка страхования и экономически необоснованных тарифов на ОСАГО. Вчера КС огласил вердикт. По словам судьи Ларисы Красавчиковой, суд признал не противоречащими Конституции установленную законом обязанность автовладельцев страховать свою ответственность и запрет на использование автомобиля без полиса. Не нашли поддержку судей КС и заявления депутатов о том, что правительство не вправе самостоятельно устанавливать тарифы.
КС сделал единственное исключение, признав не соответствующей Конституции статью 5 закона об ОСАГО, по которой правительство имеет право устанавливать правила страхования. По словам Красавчиковой, суд посчитал, что таким образом правительство вмешивается в условия договора, что не соответствует 19 и 45 статьям Конституции. Представитель правительства в КС Михаил Барщевский пояснил "Бизнесу" , что теперь основные условия договора страхования должны быть внесены в закон об ОСАГО.
По оценке суда, утвержденные в мае 2003 года правила обязательной автогражданки несколько иначе трактуют норму федерального закона. "По сути, страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств подменяется иным видом страхования - страхованием вреда, причиненного владельцем транспортного средства" , - говорится в постановлении суда. Он обязал правительство устранить эти разночтения.
Небольшая уступка ничего не значит для автовладельцев. КС разъяснил, что его постановление не отменяет документов, утвержденных на основании этой статьи. Таким образом, правила обязательного страхования и заключенные по ним договоры ОСАГО остаются в силе. "Нас устраивает решение суда, поскольку основные параметры ОСАГО надо было вводить в закон давным-давно" , - говорит Барщевский.
Удовлетворены решением и в Российском союзе страховщиков (РСА), несмотря на то, что суд добавил его руководству головной боли. "В течение трех месяцев придется готовить, вносить и принимать поправки в закон об ОСАГО" , - говорит заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин.
А вот противники обязательной автогражданки не могут скрыть разочарования. Депутат Госдумы и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил вчера "Бизнесу" , что сомневается в правильности решения суда. Похмелкин надеялся, что КС признает неконституционным право правительства устанавливать тарифы по ОСАГО, так как цена полиса также относится к существенным условиям договора. Решение суда признать не соответствующей конституции только статью 5 закона об ОСАГО он назвал "красивой миной при плохой игре": "Суд должен был признать неконституционной хоть одну норму закона после огромного потока жалоб автолюбителей".
***
ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ вступил в силу 1 июля 2003 года. Тарифы на страхование устанавливает правительство. Они рассчитываются исходя из базовой ставки 1980 руб. и нескольких поправочных коэффициентов, зависящих от территории использования автомобиля, мощности двигателя, стажа и возраста водителя, наличия аварий. По данным Федеральной службы страхового надзора, за половину 2003 и за 2004 годы страховщики собрали 74, 2 млрд руб. , выплатив при этом 19, 8 млрд руб.