Перейти к основному содержанию

Главная      АВТОСТРАТЕГИЯ

АВТОСТРАТЕГИЯ

Редкое заседание Правительства вызывало такой живой интерес общественности, как вчерашнее обсуждение кабинетом министров "среднесрочной концепции развития отечественного автопрома".

Дело в том, что реализация концепции касается не какой-либо узкой социальной группы, а миллионов людей - производителей, продавцов, владельцев автомобильной техники. На государственном уровне вопрос стоит довольно жестко: сможем ли мы реанимировать отрасль, не потерять отечественное автопроизводство? На бытовом уровне волнений не меньше: станут ли в результате "реализации концепции" машины более доступны среднему россиянину или придется расстаться с мечтой приобрести автомобиль?

Что же предлагает предпринять кабинет министров в этой непростой ситуации и каковы первостепенные меры по выводу отечественной автомобильной промышленности из кризиса?

В ходе заседания выяснилось, что Правительство, а точнее Минпромэнерго, разработало и предлагает к реализации пять "приоритетных мер". В частности, предполагается внести некоторые изменения в Налоговый кодекс, разработать действенные меры для привлечения на выгодных для России условиях современных автотехнологий, модернизировать парк автомобильной техники, обеспечить госзаказ на автотехнику для силовых структур страны. Наконец, разработать "субсидирование за счет средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам для автозаводов". Если все пять намеченных мер будут реализованы, то это будет означать серьезную государственную поддержку отечественному автопрому. Во всяком случае, по прогнозам разработчиков программы, "в результате решения этих задач к 2008 году автомобильный рынок вырастет до 1, 9 - 2, 2 миллиона машин в год, а выпуск легковушек на сборочных производствах с участием иностранного капитала увеличится в 2, 5 - 3 раза".

Что касается собственного производства, то, как заметил председатель Правительства Михаил Фрадков, "нам необходимо создавать свои машины, которые бы не боялись конкуренции". Это означает, что российскому автопрому уже не обойтись просто улучшением существующего ассортимента. Надо создавать принципиально новые производства.

Первым шагом, по словам Виктора Христенко, стало постановление Правительства от 29 марта, облегчающее ввоз в Россию автокомпонентов для промышленной сборки. Это был довольно рискованный шаг - ведь российские производители автокомпонентов и запчастей сразу же попали в условия значительно обострившейся конкуренции. Но данное постановление не означает, что наши "комплектовщики" были принесены в жертву - действие льготы продолжается в течение 18 месяцев с начала работы модернизированного предприятия и 36 месяцев в случае создания производства "в чистом поле". За последующие 2 года завод обязан будет снизить ввоз комплектующих на 10 процентов, еще через 18 месяцев - еще на 10 процентов и повторить эту операцию в течение следующего 18-месячного цикла.

Теперь же Правительство предлагает отобрать лучшее и закрепить имеющиеся организационные и экономические наработки, схемы, когда иностранный производитель не поставляет нам готовый автомобиль, а открывает его производство на нашей территории. Кстати, пока что доля таких "совместных" автомашин составляет немногим более 7 процентов от общего объема реализации автомобилей в России. Но это уже дает нам рабочие места, налоговые отчисления в местные и федеральный бюджеты. Что немаловажно -развивает предприятия по выпуску комплектующих деталей, которые, по условиям договоров, также должны производиться в России. Вот лишь один пример - японская "Тойота", затевая совместное производство в Ленинградской области, намерена не только собирать автомобили, но здесь же выпускать автокомпоненты. А другие западные концерны, работающие в России, готовы использовать автокомпоненты российского производства. Причем "это не результат влияния государства, а естественное бизнес-решение", отметил Христенко.

Те же, кто вздумает игнорировать подобные предписания, будут вовсе лишены всяких льгот. Таким образом, можно сказать, что Правительство, хотя и заставляет наших производителей работать в более жестких условиях, но одновременно и создает им в перспективе новые рынки сбыта. Конечно, нам бы очень хотелось располагать собственным конкурентоспособным производством, но на сегодняшний день такое иностранное участие -меньшее из зол.

Кстати, есть в нашей автомобильной промышленности и, что называется, светлые пятна. Например, создание собственного экологичного дизеля на Заволжском моторостроительном заводе, разработка коробки передач нового поколения для "КамАЗов" при сотрудничестве с компанией ZF, переход на экологические стандарты ЕВРО-2. К 2008 году мы перейдем на ЕВРО-3, а к 2010 году - на ЕВРО-4. Вообще же стратегическая цель Правительства - к 2010 году производство легковых автомобилей внутри России должно вдвое превышать объем их импорта.

"Основной упор по обновлению парка будет сделан не на запрет старых автомобилей, а на создание стимулов к их выбытию, в результате чего должно стать экономически неэффективным эксплуатировать старый автомобиль", - заявил Христенко. В частности, такие меры могут быть связаны с "повышающими коэффициентами при расчете транспортного налога или страховых тарифов по ОСАГО для автомобилей старше 10 лет". Правительство намерено выработать ряд предложений по таможенному регулированию ввоза старых автомобилей, включая грузовые.

***

Нам необходимо создавать свои машины, которые бы не боялись конкуренции. А это значит, надо создавать принципиально новые производства.