Перейти к основному содержанию

Главная      Бензиновый беспредел

Бензиновый беспредел

Владельцы АЗС против автолюбителей? Очередной скачок цен на бензин ожидается в ближайшее время в России. Тюменская область не исключение. Чем это грозит автолюбителям, помнящим километровые очереди на заправках времен перестройки? Очевидно, "бензиновый взрыв" станет второй волной, которая захлестнет автомобилистов, переживших ОСАГО, но не готовых тратить бешеные деньги на горючее.

Кому это выгодно?

Тюменец Николай Иванович КУЗЬМИН - владелец старенького "москвича" с водительским стажем 43 года. Введение обязательного страхования автогражданской ответственности заставило его отказаться от поездок на своей машине в пользу общественного транспорта, благо он, пенсионер и ветеран труда, пользуется им бесплатно. "Я должен постоянно возить жену в больницу, ведь мы уже немолодые люди, но сейчас не могу этого делать", - говорит он. По мнению Николая Ивановича, рост цен на горючее ударит по карману работающего человека тоже, а пенсионеров так и вовсе лишит последней возможности выехать на дачу или в больницу. "Я должен заплатить за год 2, 5 тысячи рублей страховки, - рассказывает Николай Иванович. - Если учесть, что моя пенсия составляет 2, 5 тысячи плюс 1, 5 - у жены, то нам хватает только на коммунальные услуги и кое-что остается на питание. К тому же машина не новая, ее надо чинить, покупать запчасти, заправлять. С такими заботами мне проще ее поставить в гараж". Пенсионер считает, что очередное повышение цен на бензин прежде всего ударит по старикам. "А кому это выгодно - всем известно", - резюмирует Николай Иванович.

Владимир Михайлович (так он назвался) - владелец нескольких заправочных станций в Тюмени. Он говорит: "Я не произвожу бензин, все топливо в Тюмени и области привозное, в основном из Омска, Уфы. Можно доставлять из других городов, но это менее выгодно: транспортные расходы слишком велики".

По мнению предпринимателя, повышение цен на бензин оправданно, поскольку торговцы напрямую зависят от поставщиков, а те повышают цены. Чтобы не работать в ноль, он вынужден повышать их. На вопрос, почему поставщики бензина задирают цены, Владимир Михайлович замечает, что и те работают на сырье, цена на которое растет день ото дня. Технологии добычи нефти стали сложнее, высока в структуре цены и доля налоговой составляющей - сегодня она приближается к 50 процентам. По мнению коммерсанта, нефтяникам выгоднее торговать за границу, однако здесь включается фактор таможенных пошлин. Это своеобразный "ответ Чемберлену" - попытка государства контролировать ситуацию на рынке нефтепродуктов. На сегодня, говорит предприниматель, цены на бензин в пересчете на валюту у нас уже выше, чем в Америке, но ниже, чем в Европе. "Посмотрите, что происходит, - жалуется Владимир Михайлович, - растут цены на все: продукты, услуги, коммунальные платежи. Если бы поднималась цена только лишь на бензин, - другое дело. Инфляцию тоже никто не отменял. Вот и получается, что цена на горючее привязана к ситуации как на внутреннем, так и внешнем рынках, а не к мнению поставщиков бензина".

Мое замечание о возможном сговоре продавцов бензина в Тюмени вызывает у предпринимателя целую бурю эмоций. "Кто вам такое сказал? - негодует он. - Мы ведем бизнес цивилизованно, прошло то время". Спасибо и за то, что прошло, значит, все-таки было.

Про любимые заправки

Как у каждого человека есть воспоминания, к которым ему приятно возвращаться, так и у каждого автовладельца есть заправки, куда ему нравится заезжать. Это значит, что на его конкретной любимой заправке ему не заливали плохой бензин, обслуживали не по-хамски, и сюда хочется приезжать снова.

Между тем в последнее время тюменские водители сходятся во мнении, что АЗС одной из крупнейших бензиновых корпораций в Тюмени перестали отвечать требованиям владельцев "железных коней", а попросту - бензин разбавляют.

"Я чаще всего заправлялся на одной станции, - говорит служащий из Тюмени Василий Андреевич, - теперь предпочитаю другие. Залил бак, а машина не едет, поэтому и сменил симпатии. Когда цена на бензин растет каждый день на полкопейки, ты этого не замечаешь, но, как вспомнишь, что с начала года она подскочила на два рубля, становится не по себе".

По мнению автовладельца, политику продавцов можно объяснить: действительно, растут цены на все. Но как быть пенсионерам, для которых автомобиль и правда стал роскошью? Василий Андреевич считает, что в этой ситуации государство должно защищать права своих граждан: "Мы-то, бог с ним, заработаем, но где заработать старикам, да и сколько можно им вкалывать? Я считаю, что у государства нет политической воли, чтоб урегулировать эту ситуацию, загнали стариков в яму".

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина россиян считает виновными в росте цен производителей топлива. Немало и таких, кто в создавшейся ситуации обвиняет правительство. Социологами отмечено, что чем старше респонденты, тем больше среди них тех, кто возлагает ответственность на правительство, чем моложе - тем более они склонны винить во всем нефтяные компании.

По сути, правы и те и другие. Цена на бензин не регулируется государством, однако все же зависит от налоговой политики страны, а условия работы на рынке топлива в основном диктуются нефтяными компаниями.

Конкретно в Тюмени реализацией горюче-смазочных материалов занимается порядка 60 предприятий. Известно, что чем сильнее конкуренция, тем здоровее рынок. Бензиновый - не исключение, поделен на сектора, на нем определены сферы влияния, уже давно отстреляны несговорчивые конкуренты, сюрпризов не ожидается.

Сами нефтяники объясняют повышение стоимости бензина увеличением мировых цен на нефть и высокими налогами, тогда как экономисты все чаще называют причиной этой ситуации картельный сговор особо крупных производителей топлива.

Кто мешает нефтяникам договариваться?

Заместитель начальника управления федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Петр ЛОБАНОВСКИЙ говорит, что ситуации, когда владельцы предприятий договариваются поднять цены, на самом деле нередки. Антимонопольщики призваны следить за развитием событий, проводить мониторинг цен на нефтепродукты, однако существенно повлиять на ситуацию на рынке ГСМ все же не могут.

Чтобы не допустить ограничения конкуренции, сотрудники управления отслеживают скупки акций, долей, активов организаций, которые влияют на производство нефтепродуктов. Антимонопольщики также обязаны пресекать попытки монополизировать рынок, в основном это касается модных ныне ценовых сговоров, когда несколько предприятий, продающих бензин в розницу, одновременно поднимают цены. Однако на практике доказать сговор очень сложно.

По словам Петра Лобановского, в компетенции управления также оспаривать действия органов власти, предоставляющих отдельным предприятиям привилегированный экономический режим.К этому относятся налоговые льготы, упрощенная процедура согласования землеотвода под АЗС и т.д.

П. Лобановский считает, что методы, применяемые сегодня к нарушителям законодательства, явно недостаточны. По его словам, в федеральной антимонопольной службе готовится пакет документов, который изменит существующий порядок наказания недобросовестных производителей. В частности, предполагается изменить систему штрафов, которые будут высчитываться не от минимального размера оплаты труда, а от оборота предприятия.

Чиновники отвечать отказались

Попытки получить комментарии чиновников тюменской городской и областной администраций успехом не увенчались. Специалисты управления по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг администрации Тюмени считают, что это не тот вопрос, комментировать который они имеют право. Адресуем тот же вопрос тюменскому городскому управлению ценообразования и контроля. "У нас, конечно, есть мониторинг цен на бензин, но вам мы его не дадим, обратитесь в департамент тарифной и ценовой политики администрации Тюменской области". Обратились. Нам ответили: "Цены на бензин не регулируются государством, поэтому комментировать не будем". Положили трубку.

Видимо, совсем не уважают тюменские столоначальники президента Путина, который говорил в своем недавнем послании о недопустимости равнодушия чиновников, нежелания по существу разбираться в вопросах, с которыми к ним обратились. А уж отфутболить просителя - это за нашими "сверхзагруженными" чиновниками не заржавеет.

Вместо эпилога

Очевидно, прогнозируемый рост цен на бензин неотвратим, вопрос лишь в том, насколько резко он будет происходить. Большинству россиян жизненно необходим транспорт, чтобы решать каждодневные проблемы; масса таких, у кого с автомобилем напрямую связан заработок. Да и бензин в России давно стал чем-то вроде хлеба, рост цен на который замечают все без исключения, однако не перестают его покупать.

Есть политики, которые время от времени пытаются подключиться к проблемам автомобилистов. Но - тщетно. Яркий пример тому - депутат Госдумы Виктор Похмелкин, который накануне принятия закона об ОСАГО воззвал: "Водителя в обиду не дам". Чем это закончилось, не мне вам объяснять. Закон, который заставил многих самых уязвимых автовладельцев, в основном пенсионеров, поставить машины в гаражи или попросту избавиться от них, принят.

Что ждет нас на этот раз, в период безудержного роста цен на бензин? Вероятнее всего, водители так и будут негодовать поодиночке, как говорится, на кухнях, активно не протестуя. На сегодня в России нет реальной силы, которая способна их объединить. Многим не останется ничего, кроме как избавиться от своих машин. Взять под жесткий контроль ценовой бензиновый беспредел некому.

Справка

По информации федеральной службы Госстатистики, потребительские цены на бензин в России выросли за последние недели в среднем почти на 1%.

Повышение средних цен на бензин зарегистрировано в 39 центрах субъектов России.

В Тюмени цены на бензин тоже заметно увеличились. Литр АИ-92 подорожал на 50 копеек, до 14, 50 рубля, АИ-95 - на 30 копеек, стоимость его теперь 15, 50 рубля.

Прогноз

Эксперты сходятся в суждениях, что цена на моторное топливо будет планомерно повышаться в течение всего 2005 года. Некоторые осторожно называют цифру этого роста - 20 процентов.

По мнению участников рынка, повышение цен на ГСМ помимо увеличения расходов на топливо может иметь для потребителей и другой негативный эффект. Он состоит в том, что многие предприятия розничной торговли начнут разливать некачественный, но дешевый бензин.