Перейти к основному содержанию

Главная      КАЖДОМУ ПО ПОЛИСУ

КАЖДОМУ ПО ПОЛИСУ

Треть граждан не может объяснить, почему они не любят страховаться

ВЦИОМ впервые исследовал заинтересованность россиян в страховых услугах. Опрос показал, что уже в этом году спрос на них вырастет на 24%. Больше всего россияне нуждаются в приобретении полиса "автогражданки", имущества, ДМС и страховании детей. Причем удерживает граждан от приобретения полиса чаще не менталитет, а качество работы самих страховщиков. Спрос россиян на страховые услуги вырастет по наиболее вероятному сценарию в 2005 году на 24,5%. К такому заключению пришли Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Агентство массовых страховых коммуникаций (АМСКОМ) в исследовании "Страховой рынок России: отчетные и реальные показатели 2005 года".

Исследование показало, как потребление страховых услуг на розничном рынке зависит от уровня дохода населения. Среди граждан с низким уровнем дохода (таких 45'3% населения) только 30,6% пользуются сейчас страховыми услугами, среди граждан со средним уровнем дохода (54,5%) - 45,5% и среди граждан с высоким уровнем дохода (60,9%) - 39,1%. Однако эта зависимость толщины кошелька от потребления услуг не является правилом по отдельным видам полисов. К примеру, по данным опроса, прямая зависимость состоятельности и "защищенности" характерна только для ОСАГО, КАСКО и страхования жизни. А для страхования имущества, напротив, характерна обратная взаимосвязь: толстосумы защищать свое имущество не стремятся - 12,8% по сравнению с группами со средним (19,8%) и низким (21,3%) уровнем дохода. Эксперты ВЦИОМа это объясняют в первую очередь "некритичностью" потери этого имущества для состоятельных людей. Вместе с тем россияне с высоким уровнем дохода стараются страховать автомобили, а по другим видам страхования, скорее всего, срабатывает "воспроизводство социально одобряемого образца поведения" - страховаться хорошо и полезно.

В целом россияне с надеждой смотрят в будущее страхового рынка - большинство планируют приобрести полис "автогражданки" (13,7%), имущества (7,2%) и страхования детей (3,9%). Причем картина потребностей в страховых услугах среди тех, кто уже застраховался, и тех, кто не имеет ни одного полиса, существенно различается. К примеру, среди первых желающих застраховать имущество в пять раз больше, чем среди вторых, а в случае страхования жизни - их больше в з,5 раза. Примечательно, что, несмотря на отрицательную динамику сборов по страхованию жизни, о наличии подобных полисов на сегодняшний день заявляют 1,9% россиян.

Обращает на себя внимание и тот факт, что удерживает граждан от приобретения страховых услуг чаще не менталитет, а качество работы самих страховщиков. Если о "малой вероятности наступления чего-то плохого со мной и моим имуществом" заявляют 17,5%, то все остальные факторы, которые напрямую зависят от работы страховщиков, выделяют 47,2% россиян. В числе этих "но" - отрицательный опыт знакомых (16,1%), плохая информация о страховых компаниях из разных источников (14,9%), собственный отрицательный опыт (13,5%), отсутствие поблизости офисов страховых компаний (2,7%). Не стоит забывать и о трети населения России, которая не может объяснить, почему они отрицательно относятся к страхованию.

Исследование оценило также реальный рынок добровольного страхования. Специалисты пришли к выводу, что структура страхового рынка в 2004 году претерпела существенные изменения. Доля "схемного" страхования сократилась с 48,2% в 2003 году до 40,4% в 2004-м. Однако реальный рынок добровольного страхования, который включает в себя рынок конкурентного и кэптивного страхования, остался практически на прежнем уровне - 27,4% (28% в 2003 году). Дело в том, что выросла доля обязательного страхования - с 19,6% до 31,9%. Тон задала, конечно же, "автогражданка".

[Графические материалы:

СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДОХОДА ПОЛЬЗУЕТСЯ СТРАХОВЫМИ УСЛУГАМИ

Материалы доступны в бумажной версии издания]