"ПРАВОРУКИЕ" ПРИГРОЗИЛИ РЕВОЛЮЦИЕЙ
Слухи о намерении правительства запретить использование и импорт автомобилей с правым рулем спровоцировали стихийные акции протеста по всей России. Но самая мощная волна протестов прокатилась по Дальнему Востоку, где 95% автомобилей составляют именно иномарки с правым рулем. Прикрепив к машинам оранжевые ленточки, автомобилисты весь день 19 мая ездили с включенными фарами в знак протеста.
В Москве машины протестующих были остановлены милицией на Кутузовском проспекте недалеко от Белого дома, в котором в это время правительство обсуждало судьбу автомобильной промышленности. Тем не менее около полусотни автомобилистов митинговали непосредственно у Дома правительства на Горбатом мосту. На автомобили были наклеены лозунги: "Власть, не кури на бочке с порохом! ", "Нет - повышению таможенной пошлины", "Автопром кормить не будем", "Нет - существующим тарифам на ОСАГО". Несколько сотен водителей иномарок собралось на западе Москвы, в районе Минской улицы. Чтобы не увеличивать напряженность, сотрудники ГИБДД перестали пропускать в центр столицы машины с правым рулем, из-за опасений за судьбу которых и разгорелся весь сыр-бор.
В Приморье колонна из примерно 1000 автомашин с плакатами "Против пошлин и запретов" стартовала с главной площади Владивостока и со скоростью 5 км в час проехала по центру города, фактически парализовав все движение. Весь день в крае машины передвигались с зажженными фарами. В Хабаровске по призыву местного отделения Всероссийского общества автомобилистов владельцы подержанных иномарок собрались на Комсомольской площади. На лобовых и задних стеклах автомобилей они разместили плакаты с изображением японского флага и надписями "Мы хотим быть правыми", "Против пошлин и запретов", повязали на зеркала заднего вида оранжевые ленточки. Проезжавшие мимо площади водители сигналили в знак поддержки. В Южно-Сахалинске на площади Победы машины, украшенные оранжевыми ленточками, с зажженными фарами ездили по кругу.
Так водители отстаивали свое право передвигаться на иномарках с правым рулем. "Я уже никогда не сяду за руль отечественной машины, - заявил "Известиям" пенсионер Иван Коромыслов. - У меня 8-летняя "Тойота Королла 4 WD". С ней по надежности не сравнится ни одна даже новая отечественная машина". Купить российский автомобиль для жителей Владивостока себе дороже. Выгоднее пригнать из соседней Японии машину с правым рулем. До 2003 года можно было приобрести 7-летнюю "японку" в хорошем состоянии за $2 - 3 тысячи. Такая же машина сейчас стоит $4 - 5 тысяч - из-за увеличения пошлин. Поэтому на Дальнем Востоке большинство автомобилей с правым рулем.
Губернатор Камчатки Михаил Машковцев не поддержал идею ущемления "праворульных" автомобилей в правах. "Нельзя же сбрасывать со счетов население Дальнего Востока и не считаться с его мнением, - заявил "Известиям" Михаил Машковцев. - А вот саму акцию протеста я считаю детской, беспомощной игрой. Полагаю, надо обращаться к президенту и премьеру".
Это уже не первая акция дальневосточников в борьбе за сохранение правого руля. В начале 90-х годов массовыми акциями протеста они добились отмены постановления Совмина, попытавшегося объявить автомобили с правым рулем вне закона, как "не обеспечивающие безопасность дорожного движения в условиях принятого на территории России правостороннего движения". Водители рассчитывают на это и теперь.