Время сглаживает неровности ОСАГО
Страховщики заждались поправок
СПб. I квартал 2005 г. внес перемены на рынок ОСАГО: основная тенденция - "размывание" пиков продаж, пришедшихся на декабрь 2003 - январь 2004 г.
Осень 2003 г. в Государственной думе РФ депутаты активно обсуждали целесообразность закона об ОСАГО.
Автовладельцы до последнего момента откладывали покупку полиса. Только под угрозой штрафов ГАИ автолюбители ринулись штурмовать офисы страховщиков. По данным ОАО "СК "Русский Мир", в Петербурге в этот период было застраховано 35-40% машин от общего числа. В 2005 г. - 20-25%.
"Через 5 лет этот всплеск активности вообще рассосется", - прогнозирует Евгений Гуревич, начальник отдела маркетинга и рекламы ОАО "СК "Русский Мир". Причина равномерного притока клиентов по автогражданке объясняется тем, что часть автовладельцев перезаключает договор не строго через год. И смена машины также сдвигает сроки.
Изменения назрели
С момента принятия закона Госдума его ни разу не корректировала. Хотя все страховщики признают, что закон сырой. Самый больной вопрос для компаний и автовладельцев - корректировка тарифов. В июле будет собрана двухлетняя статистика, по результатам которой могут быть приняты изменения.
По оценке ОАО "СК "Русский Мир", продолжает падать доля ОАО "Росгосстрах". За 6 месяцев 2003 г. компания контролировала 38% рынка, за 2004 г. - 32%.
В ОАО "Росгосстрах" отмечают, что некоторое перераспределение рынка ОСАГО в пользу других компаний произошло из-за увеличения их активности.
"Также причина снижения доли в том, что наибольшие взносы по ОСАГО обеспечивают новые иномарки, - говорит Георгий Папаскири, генеральный директор ООО "Росгосстрах Северо-Запад". - По оценкам экспертов, от 60 до 70% проданных машин остается в московском регионе, где традиционно более активны наши конкуренты".
В ЗАО "СО "Прогресс-Нева" также считают, что доля некоторых лидеров сократилась. "Возможно, клиенты разобрались, что страховать ОСАГО можно и в других компаниях", - полагает Сергей Ковальчук, генеральный директор ЗАО "СО "Прогресс-Нева". - Мелкие игроки сокращают присутствие на рынке. Сложно конкурировать с крупными компаниями, предлагающими дополнительный сервис".
Как делить шкуру
Доля крупных игроков на рынке автострахования может возрасти. Тому способствует достаточно жесткая позиция Росгосстрахнадзора, который удаляет со страхового рынка компании, ведущие рискованную политику. В начале мая была впервые отозвана лицензия по ОСАГО у ОАО "Авест". Проблема с портфелем "Авест" по ОСАГО не решена.
Вообще, в законодательстве РФ не прописана процедура передачи страхового портфеля ОСАГО. Вероятно, она будет проработана в 2005 г. Также не разработана добровольная продажа портфеля. Поэтому страховщики не прогнозируют передела рынка ОСАГО.
"Значительных изменений я не прогнозирую, - комментирует Сергей Ковальчук. - Портфель крупной компании, у которой приостановили действие лицензии ("Доверие"), занимал порядка 2% рынка".
***
Справка
Что будут менять в законе об ОСАГО в 2005 году
Вероятно будет
- увеличен лимит по страхованию жизни и здоровья (сейчас - 240 тыс. рублей)
-гарантирована выплата при летальном исходе вне зависимости от дохода
- уменьшен минимальный период страхование (сейчас - не менее 6 месяцев)
- пересмотрены территориальные коэффициенты, действующие в рамках ОСАГО
Маловероятно
- снижение/повышение базового тарифа
- льготы для ветеранов войны и инвалидов
- страховка выходного дня (для дачников)
- комплексный договор для семей, имеющих несколько автомобилей, но эксплуатирующих только один (можно использовать все транспортные средства, но не одновременно)
- изменения коэффициентов, увеличивающих тарифы для водителей, уже имевших страховые случаи
Источник: данные компаний