Перейти к основному содержанию

Главная      Страховщики: готовность N 1

Страховщики: готовность N 1

"Автогражданке" бурный рост не грозит

ФОТО ДМИТРИЯ ГАВРИША

ПО ДАННЫМ НА КОНЕЦ АПРЕЛЯ СТРАХОВОЙ ПОЛИС "АВТОГРАЖДАНКИ" КУПИЛИ МЕНЕЕ 10% АВТОМОБИЛИСТОВ Между реальностью и мечтой на страховом рынке настоящая пропасть. Как отметил на всеукраинской конференции страховщиков глава Госфинуслуг Виктор Суслов, начиная с прошлого года страховой рынок фонтанирует позитивными тенденциями. Может быть, это случилось именно потому, что комиссия сменила гнев на милость и перестала резко высказываться о своих подопечных? Впрочем, тогда действительно падал уровень страховых выплат, было модно уходить от налогообложения через схемы страхования, и большие объемы капитала перекачивались в нестраховые организации за границу. Сейчас тенденции изменились. Объем реальных выплат растет, предпосылок для использования страхования в различных оптимизационных схемах все меньше, объемы перестрахования за границу падают. Все больше капитала остается и инвестируется в экономику Украины. А еще страховщики обещают: как только рынок встанет на ноги и окрепнет, эти вливания станут осязаемыми. В этом году, по словам Суслова, страховые компании сделали ставку на введение в действие закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств. Но если законодатели решат отсрочить до первого сентября начало взимания штрафов, то, как считают страховщики, это может подорвать рынок. Больше того, у Суслова есть предчувствия, что это не последняя дата. Начнется избирательная кампания, и, не исключено, что депутаты в погоне за голосами избирателей могут перенести начало взимания штрафов еще дальше. Впрочем, глава Госфинуслуг считает, что разумнее было бы перенести контроль за покупкой полисов "автогражданки" сразу на первое апреля 2006 года, чтобы не было политических спекуляций. Пока власть в раздумьях, МВД не спешит штрафовать водителей, которые не купили полисы ОСАГО. На конференции подсчитали: в связи с этим к концу года могут застраховаться в лучшем случае 50-60% автомобилистов. Без мер принуждения дело не идет, тогда как меры пропаганды и агитации выглядят недостаточными, а главное, малоубедительными. По словам народного депутата Виталия Хомутинника, "нет осознания того, что за 300 гривен человек получает гарантии на десятки тысяч гривен, становится более уверенным в себе и окружающих". Чтобы ускорить процесс "созревания" водительской сознательности, в парламенте намерены расширить льготы по страхованию. "Можно полностью отказаться от того, чтобы инвалиды войны приобретали полисы за деньги, дать 50% скидку инвалидам первой и второй категории. Увеличить льготный объем двигателя с 1,6 тысячи куб. см до 2,5 тысячи. Ведь многие льготники (например, пенсионеры - владельцы "Волг", где объем двигателя больше) отказываются и от них и от самой страховки", - рассказывает Хомутинник. В парламенте уверены, что эти изменения особо не отразятся на объемах премий страховых компаний. Ведь их основу, по словам Суслова, все же составляет страхование финансовых рисков. "Когда начнет расти доля страхования жизни, заработает автогражданка, тогда можно будет говорить о том, что рынок страхования качественно меняется". Пока же одной из причин быстрого роста страховых премий, по словам госрегулятора, является переток налога на прибыль от промышленного сектора к страховому. Суслов уверен, что ситуация в корне изменится, если страховой рынок откажется от налогообложения расходов и перейдет на общие условия налогообложения прибыли. "Сейчас, когда платят три процента от размера страховых премий, и когда возникает возможность, отнеся на валовые затраты выплату страховых премий не платить 25% налога на прибыль, очень многие крупные предприятия избегают уплаты в полном объеме налога на прибыль, применяя такие схемы страхования", - рассказывает глава комиссии. Страховщиков переход на налогообложение прибыли не особо прельщает. Президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк говорит, что страховщики готовы принести нынешнюю систему налогообложения в жертву стабильности, если парламент и дальше будут терзать сомнения относительно эффективности трехпроцентного налога. Впрочем, страховой рынок терзают и внутренние противоречия. Брокеры страховых компаний хотели бы не платить лишних налогов и получать вознаграждение и от клиента, и от страховщика. Но только покладистый теленок двух мамок сосет. Брокер же, представляющий клиента и защищающий его интересы, по мнению страховщиков, должен получать свое вознаграждение именно от него. Если же ему за услуги будет доплачивать и страховая компания, то, как уверен Суслов, он превратится в страхового агента. А как же тогда интересы клиента?