Перейти к основному содержанию

Главная      СТРАХОВАНИЕ

СТРАХОВАНИЕ

Разговор по покрытиям

НОВОВВЕДЕНИЯ. Вступили в силу новые требования Евросоюза к страхованию авиаперевозчиков, которые могут иметь далеко идущие последствия для российских авиакомпаний, а возможно, и для двусторонних отношений ЕС - Россия. Совместное постановление Европарламента и Совета ЕС обязывает всех, кто использует воздушное пространство государств - членов Евросоюза, страховать свою ответственность на весьма внушительные суммы. Так, минимальный лимит ответственности перед пассажирами установлен на уровне 250 тыс. SDR (специальных прав заимствований - примерно $380 тыс.) на каждого плюс 1000 SDR ($1500) за багаж. Размер страхового покрытия по грузам определяется исходя из их массы - 17 SDR ($25, 8) за килограмм. Ответственность же перед третьими лицами должна страховаться на суммы от $1, 1 млн до более чем миллиарда долларов в зависимости от максимальной взлетной массы. В итоге для наиболее массового российского лайнера - ТУ-154М совокупная страховая сумма превышает $510 млн.

Ранее в Евросоюзе специальных требований к размерам авиастраховок не предъявлялось, законодатели ЕС ограничивались лишь рекомендациями, минимальные уровни покрытия государства - члены союза устанавливали самостоятельно. Так, для рейсов в Германию того же ТУ-154М перевозчику следовало страховать ответственность на $125 млн. Значительно меньшие лимиты требовались при полетах в страны Восточной Европы.

С увеличением страховых сумм подорожали и полисы, правда, непропорционально. Как утверждает заместитель директора управления авиационно-космического и морского страхования "Росно" Сергей Худяков, "для наших страхователей премии по риску гражданской ответственности увеличились от 15 до 90% в зависимости от условий базового полиса". При этом он отмечает, что часть клиентов, в основном эксплуатирующих воздушные суда иностранного производства, уже были застрахованы на суммы, превышающие вступившие в силу нормативы. Зачастую этого требуют или завод-производитель, или лизинговая компания, или банк, в залоге у которого находится лайнер. Так, например, в "Трансаэро" "Ф." сообщили, что никаких дополнительных затрат введение новых правил ЕС не повлекло. Парк "боингов", которые компания приобрела в лизинг, изначально был застрахован на суммы, удовлетворяющие нынешним требованиям ЕС. Решена проблема со страховкой в "Аэрофлоте" и ряде других крупных российских авиакомпаний.

По мнению эксперта Международной организации гражданской авиации, советника по международному праву коллегии адвокатов "Джон Тайнер и партнеры" Виталия Бордунова, наиболее уязвимыми оказались средние компании - операторы чартерных перевозок. "Речь идет об откровенной дискриминации, вытеснении с рынка российских авиаперевозчиков, чье место на рейсах из России в Европу рассчитывают занять западные конкуренты", - полагает Виталий Бордунов. Более того, у юриста возникают сомнения в законности требований Евросоюза, выходящих за рамки его юрисдикции. В этой ситуации он ожидает адекватных мер со стороны российского правительства.

АРТЕМ ФЕДОРОВ

***

АНДРЕЙ БЛАНК, член правления компании "Москва Ре":

- Говорить о том, что российский перестраховочный рынок представляет существенный интерес для размещения международных рисков, пока не приходится. Причин несколько. Во-первых, небольшая доступная емкость рынка. Собственные удержания отечественных компаний весьма незначительны, что приводит к дополнительным издержкам при размещении рисков. Во-вторых, наше законодательство по многим параметрам не соответствует принятым нормам и стандартам международного делового оборота, по которым работает мировой перестраховочный рынок. Всем известны проблемы проведения взаимозачетов в валюте с нерезидентами, проблемы с толкованием того, является ли подтверждением участия в риске письмо, отправленное по электронной почте, или только оригинал договора. Но если рассматривать развитие операций по размещению международного бизнеса в российских страховых и перестраховочных компаниях в динамике, то прогресс налицо. Понятно, что две копейки больше одной ровно в два раза, но тем не менее прослеживается положительная тенденция. Объемы входящего международного перестрахования увеличиваются. Развитие ситуации будет зависеть в том числе и от усилий тех отечественных компаний, для которых участие в международном бизнесе является существенным элементом их стратегии.

***

Госдума. Президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль внес поправки к закону об ОСАГО, согласно которым выплаты из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА) могут производиться сразу после отзыва лицензии у оператора ОСАГО. Сегодня такие выплаты полагаются потерпевшим в ДТП по вине водителя, чья ответственность застрахована в обанкротившейся компании. При этом за счет РСА компенсируется только вред жизни и здоровью. Однако с принятием поправок выплаты будут осуществляться и по имуществу ("Ф." N 16).

***

Западно-Сибирская транспортная страховая компания (ЗСТСК), РСА и "Росгосстрах" заключили соглашение, которое должно облегчить получение выплат по обязательствам ЗСТСК в рамках закона об ОСАГО. Ранее лицензия этой компании была приостановлена, а ее руководство признало, что не в состоянии полностью расплатиться по "автогражданке". В соответствии с соглашением "Росгосстрах" организует прием заявлений от потерпевших в ДТП по вине страхователей ЗСТСК и передачу реестра заявлений в РСА.

***

Военно-страховая компания (ВСК) выплатила $1, 29 млн за гибель теплохода Alga. Судно село на мель в Датских проливах 21 января, получив при этом значительные повреждения. Экспертиза установила, что стоимость спасательной операции и последующего ремонта теплохода превышает страховую сумму. В связи с этим специалисты ВСК признали полную конструктивную гибель судна.

***

"Москва" выплатила "Аэрофлоту" страховое возмещение в размере $752 тыс. в связи с повреждением двигателя лайнера А-310. Инцидент произошел во время рейса Москва-Владивосток, когда в газовоздушный тракт двигателя попала птица. Независимую экспертизу по этому случаю проводил сюрвейер Airclaims. Перестраховочную защиту обеспечивал страховой брокер Willis.

***

"Ингосстрах" застраховал дворец Mercedes-Benz Plaza в Москве более чем на 40 млн евро. Страховое покрытие включает риски пожара, стихийных бедствий, повреждения водой, взрыва, злоумышленные действия третьих лиц, падение пилотируемых объектов и их обломков, наезд наземных средств, бой стекол. Включен также риск терроризма. Кроме того, страховщик обеспечит возмещение убытков в связи с потерей ожидаемых арендных платежей. На 1 млн евро застрахована ответственность перед третьими лицами. Mercedes-Benz Plaza представляет собой девятиэтажное здание общей площадью около 130 тыс. кв. метров.

***

"Россия" застраховала строительно-монтажные риски (СМР), а также гражданскую ответственность компании "Ренейссанс Констракшн" при строительстве зданий завода по производству рафинированного масла в городе Ефремов Тульской области. Страховая сумма по комплексу СМР, включая пожар, взрыв, стихийные бедствия, составила около $11 млн. Лимит ответственности перед третьими лицами - $1 млн. Подробнее о страховании СМР см. стр. 23.

***

Московская страховая компания. Федеральная служба по финансовым рынкам зарегистрировала допэмиссию акций страховщика, размещаемых по закрытой подписке. По итогам эмиссии уставный капитал компании вырастет более чем в три раза - до 3, 7 млрд рублей.

***

Минус 45

Росстрахнадзор за невыполнение своих предписаний и требований закона отозвал лицензии у 45 компаний. Из них 35 - медицинские страховщики, которые поплатились лицензией за низкую капитализацию. С 1 июля 2004 года уставный капитал страховщиков по закону не может быть менее 10 млн рублей, однако операторы ОМС апеллировали к другому нормативному акту - постановлению правительства от 1993 года, которое допускало на этот рынок компании с капиталом от 120 тыс. рублей. Ни один из "отозванных" медстраховщиков сегодня не имеет договоров с территориальными фондами ОМС. Из числа немедицинских компаний, расставшихся с лицензией, наиболее известен "Авест-классик". У самой компании "Авест", активно работавшей по ОСАГО, лицензия пока только приостановлена.

***

Никаких "частично"

Группа депутатов Госдумы, в числе которых - первый зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам ВАЛЕРИЙ ЗУБОВ, внесла на рассмотрение нижней палаты парламента поправки в закон об организации страхового дела, снимающие запрет на частичное совпадение названий компаний. Сегодня страховщики рассматривают этот запрет как одну из наиболее серьезных проблем в ходе кампании по замене бланков лицензий ("Ф." N 13, 15). Понятие "частично повторяющееся фирменное наименование", фигурирующее сегодня в законе, инициаторы поправок считают "юридически нечетким". К тому же, указывают они, ни в одном нормативно-правовом акте не разъясняется, что именно следует считать частичным совпадением фирменного наименования.

фото: Илья Пешель