Перейти к основному содержанию

Главная      "АВТОГРАЖДАНКУ" ПОСЧИТАЮТ ПО ОСЕНИ

"АВТОГРАЖДАНКУ" ПОСЧИТАЮТ ПО ОСЕНИ

Клиентам проблемных страховых компаний будет куда податься

Российский союз автостраховщиков (РСА) заключил первый договор о взаимодействии с проблемным страховщиком по ОСАГО - соглашение подписано с "Росгосстрахом" и "Западно-Сибирской транспортной страховой компанией", у которой недавно отозвали лицензию. Это своего рода демонстрация намерений страхового сообщества, поскольку передача клиентов компаний-банкротов "здоровым" страховщикам сдерживается несовершенством законов. Скорее всего, выплаты клиентам компаний, у которых отозвали лицензии, начнутся не раньше осени. Между тем вокруг первых банкротов появился новый вид страхового мошенничества.

"Страхователи должны в полной мере получить оплаченные ими услуги по „автогражданке", они не виноваты в том, что некие страховщики проявили безответственность", - говорит вице-президент "Росгосстраха" Игорь Игнатьев. По его словам, это заставило его компанию поддержать инициативу РСА о взаимодействии с "Западно-Сибирской транспортной страховой компанией" (ЗСТСК). В рамках уже подписанного трехстороннего соглашения "Росгосстрах" будет принимать заявления о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевших по договорам ЗСТСК. В свою очередь сам страховщик этих клиентов должен будет представлять в "Росгосстрах" все материалы и информацию, касающиеся взаимодействия ЗСТСК со своими страхователями ОСАГО и потерпевшими в ДТП.

Напомним, в начала апреля Росстрахнадзор приостановил лицензии пяти страховщиков ОСАГО. Это "Авест", "Страховое общество правоохранительных органов Республики Татарстан", "Росмедстрах", "Доверие" и "Западно-Сибирская транспортная страховая компания". Законодательно у каждой из этих компаний есть месяц на исправление ошибок - он истекает 16 мая. Однако вскоре после приостановки лицензий руководители "Авеста" и "Западно-Сибирской транспортной страховой компании" признали, что не смогут расплатиться с клиентами и пострадавшими в полном объеме. Сложность проблемы демонстрирует хотя бы то, что, к примеру, ЗСТСК, работавшая в Ханты-Мансийске, Нижневартовске и Тюмени, заключила более 39 тыс. договоров, а предъявлено убытков к ней было на 26 млн. руб. Для сравнения, общие обязательства проблемной пятерки оцениваются РСА в 300-600 млн. руб.

Согласно существующему законодательству, компенсационные выплаты предусмотрены только в случае банкротства страховой компании. "Процедура банкротства может занимать полгода и больше, поэтому и было разработано совместное соглашение, которое дает нам возможность вести прием заявлений о возмещении вреда и переправлять эти данные в РСА. По сути это соглашение является декларацией намерений страхового сообщества по урегулированию проблемы", - отмечает вице-президент "Росгосстраха" Игорь Игнатьев.

Правда, подписанный документ не дает права на осуществление выплат. Именно в этой связи член банковского комитета Госдумы Александр Коваль недавно внес поправки в закон об ОСАГО, которые дают возможность РСА выплачивать страховое возмещение уже в случае отзыва лицензии, а не банкротства. После изменения документа, возможно, в процессе возмещения ущерба страхователям сможет принимать участие и "Росгосстрах" - компания будет направлять страхователям деньги из фонда РСА. Однако, по оценкам Игнатьева, выплаты "пострадавшим" клиентам раньше осени из-за существующих пока юридических проблем вряд ли возможны.

Участники рынка с пониманием отнеслись к инициативе "Росгосстраха". "За невысокие операционные расходы компания покупает образ надежного страховщика, одновременно получая преимущество в некоторых регионах", - предполагает Игорь Жук, гендиректор СК "Согласие".

Между тем грядущее начало банкротств на рынке ОСАГО обнаруживает новые проблемы. Уже зарегистрированы случаи страхового мошенничества, когда некоторые страховые брокеры по-прежнему продолжают продавать полисы компаний с приостановленной лицензией. Страхователи потом приходят в ГАИ, где им отказываются, например, выдавать талон о прохождении технического осмотра. В законе об "автогражданке" такие проблемы тоже не оговорены.

***

"За невысокие операционные расходы компания покупает образ надежного страховщика, одновременно получая преимущество в некоторых регионах"