Перейти к основному содержанию

Главная      Дефицит с учетом инфляции

Дефицит с учетом инфляции

Финансирование дорожной отрасли ухудшается год от года. Бюджет растет, а дороги разрушаются. Очевидный парадокс никого не удивляет - денег всегда не хватает. Тем не менее, существуют незадействованный финансовый потенциал и возможность изменить приоритеты экономической политики России. Так считает Владимир СМИРНОВ, заместитель председателя транспортного комитета областного Совета и генеральный директор ОАО "Новосибирскавтодор".

- Владимир Александрович, вы недавно вернулись из Москвы, где на федеральном уровне обсуждались проблемы дорожников. Каковы сегодня перспективы автодорожного комплекса страны?

- После того, как Правительством России было принято решение о ликвидации дорожных фондов, объемы строительства дорог ежегодно снижаются, в том числе и в Новосибирской области. Если в 2000 году страна тратила на дороги 2, 6 процента ВВП, то в 2004 году - 0, 9 процента. Когда я слышу выступления ответственных лиц о том, что в этом году выделено денег столько же, сколько и в прошлом, хочется возразить: "добавьте еще, что с учетом инфляции". За четыре года - это около 50 процентов. За прошлый год в НСО было введено всего 7 км дорог. Такого еще никогда не было. Объемы ремонта тоже сократились практически наполовину.

Многие дорожно-строительные организации страны озабочены этой проблемой. Мы объединились в Ассоциацию подрядных организаций и стараемся как-то изменить эту ситуацию. Встречались с министром, с руководителем дорожного агентства, недавно проводили в Москве "круглый стол" при поддержке Торгово-промышленной палаты России. Впервые в этом году на Всероссийском совещании по итогам 2004 года были озвучены ужасающие цифры, свидетельствующие о том, что отрасль разваливается. Я убежден в том, что достичь запланированного Президентом России удвоения ВВП невозможно без развития дорожного комплекса. Сегодня всем известна общемировая статистика - одно рабочее место в дорожной отрасли обеспечивает еще 6-8 рабочих мест в других, смежных, отраслях.

- Насколько я знаю, у вас есть конкретные предложения по источникам финансирования дорожной отрасли.

- За "круглым столом", который был организован при участии председателя ТПП РФ Евгения Примакова, мы как раз обсуждали пути решения этой проблемы. Сейчас уже понятно, что возродить дорожные фонды как таковые невозможно. Но нужно принять федеральный закон о целевом использовании на дорожные нужды конкретных налогов или других доходных статей бюджета. Если мы сможем убедить в этом Правительство и Президента, то есть шанс не допустить окончательного разрушения дорожной системы.

Были приведены интересные цифры: в России за прошлый год страховые компании получили доход от ОСАГО в размере 2, 8 млрд. долларов. Страхователям было выплачено 600 млн. долларов. Где остальные деньги? Страховщики положили в карман? А почему бы не потратить часть этих денег на улучшение качества автомобильных дорог, тем самым сократив и вероятность аварий. Государство приняло решение об обязательном страховании, обеспечив такой доход страховщикам, значит, может принять решение и о целевых отчислениях части этих средств.

Еще один возможный источник средств - во многих странах взимается плата за проезд по автомобильным дорогам на территории государства. В Германии, кстати, целый год проводился эксперимент, где использовалась полностью автоматизированная система. Водитель не останавливается, проезжая через контрольный пункт, где электронными приборами фиксируются номер машины, марка, грузоподъемность, вес. Рассчитывается сумма пошлины, которая может быть перечислена с банковского счета организации, занимающейся грузоперевозками. Эксперимент признан удачным и вполне эффективным. Сейчас и другие страны Европы планируют использовать этот опыт. А у нас в России идут по дорогам 50-70-тонные фуры, раздавливают дороги, никто ничего не платит на их восстановление. Все кричат, что автодорога Москва-Минск одна из самых напряженных дорог, ее всю уже раздавили, а по ней осуществляются еще и международные перевозки.

Следующий потенциальный источник - акцизы на нефтепродукты. В России они самые низкие - есть официальная статистика. В Европе акцизные сборы выше на порядок, идут они, в том числе, и на восстановление дорог. Наших олигархов можно пересчитать по пальцам. Уровень их жизни всем известен. Почему нельзя увеличить акцизы? Я не ратую за экспроприацию собственности. Удалось им завладеть российской нефтью, скважинами, заводами - теперь ничего не поделаешь. Но цены на бензин растут - это нормально. И от повышения акцизов никто бы тем более не разорился. А экономика страны только выиграла бы.

- Президентом были услышаны ваши предложения?

- Да, через три дня после "круглого стола" Евгений Примаков был на приеме у Владимира Путина, изложил наше мнение, объяснил проблему, однако пока горячей поддержки Президента не последовало. В прошлом году мы ведь тоже дошли до Президента дважды, но он дал задание проанализировать ситуацию Грефу и Кудрину, которые доложили ему, что все хорошо с финансированием автодорожного строительства. Соответствующий ответ был получен и от Путина. Но мы работаем сейчас с депутатами Госдумы, с фракцией "Единая Россия", с ЛДПР, с коммунистами - с целью провести парламентские слушанья в середине мая. Хотелось бы успеть до согласительной комиссии по бюджету 2006 года законодательно изменить порядок финансирования дорожной отрасли. Если не успеем - будет то же самое, что сегодня, а может быть, и хуже. Пройдет какое-то время, все поймут, что дороги разваливаются, неизбежно начнут вкладывать государственные деньги в их восстановление. Но тогда уже потребуется на порядок больше средств. Сохранять и строить сегодня дешевле, чем завтра восстанавливать разрушенное. Сегодня такая ситуация сложилась в Казахстане: в свое время они ликвидировали министерство автодорог, забросили дорожное строительство, разогнали людей. Теперь хватились, вкладывают бешеные деньги в восстановление, приглашают иностранные фирмы, рассчитываются долларами. А несколько лет назад технику из Казахстана не покупал за бесценок только ленивый, от них уехали прекрасные специалисты. Только в нашей организации таких людей сейчас работает около 20 человек: инженеры, директора ДРСУ.

- А в Новосибирской области вы находите понимание у исполнительной власти?

- Должен сказать, что наш губернатор вполне понимает все проблемы дорожной отрасли. У него уже есть большой опыт работы в этой должности, и ситуацию в области он в состоянии объективно оценить. Сразу после его избрания губернатором я ему сказал: "Виктор Александрович, в любом районе Новосибирской области вам будут говорить, во-первых, о плохих дорогах и, во-вторых, о проблемах медицины. Остальное можно решать в рабочем порядке". Сейчас в обладминистрации мы в общем-то находим понимание, но больше тех денег, которые уже выделены, область дать не может. Без федерального закона здесь не обойтись. Все, что возможно, в нашем регионе делается, но этого слишком мало, чтобы решить проблему в целом. К сожалению, мы не Тюмень и не Кемерово. Им хватает собственного бюджета на ремонт и строительство автодорог. Но таких регионов в России очень мало.

В прошлом году мы проводили слушанья в Совете Федерации. Правительство согласилось на наше предложение выделить на дороги 3-4 процента от поступлений НДС. Подписали протокол, но через месяц передумали, отказались.

- Но хоть какие-то дороги в нашей стране строятся?

- Три крупные стройки: обход Санкт-Петербурга, Чита-Хабаровск и Сочи-Красная Поляна (горнолыжный курорт). Последний маршрут очень сложно назвать важнейшим для России. Горы раскапываем, прокладывая дорогу к будущему горнолыжному комплексу, который строит Потанин. Зачем? Наверное, кому-то приелось в Австрии на лыжах кататься.

- А может, нужно строить платные дороги в России?

- Есть такие планы. Кстати, рядом с нами - на въезде в Барнаул - открыли платный мост. По-моему, еще в одном российском городе есть такой. Но это - не решение проблем. Сейчас планируется строить платную дорогу Москва-Санкт-Петербург. Что такое платная дорога? Во-первых, она должна строиться там, где уже есть государственная. Это условие в данном случае выполняется. Во-вторых, дороги окупаются очень долго, а затраты колоссальные. Кто вложит такие деньги? Я так понимаю, на 80 процентов будут финансировать из бюджета, 20 отдадут частнику. Инвесторов, желающих самостоятельно строить дороги, в России просто нет.

По-моему, говорить о платных дорогах можно тогда, когда уже будет построена разветвленная государственная сеть. Тогда можно спокойно создавать альтернативу, разгружать определенные участки, добавлять новые развязки, скоростные трассы. А сегодня - только в Новосибирской области 3, 5 тысячи км грунтовых дорог. Люди по полгода не могут выехать из своих сел. А мы будем строить платные дороги? Я этого не понимаю. В XXI веке до Владивостока доехать не можем - нет дороги. Во многие северные районы "только самолетом можно долететь". О каком развитии экономики можно говорить?

Я в 1985 году был в ГДР в командировке. Разговорились с немцами, и вдруг один заявляет: "Нашими дорогами мы обязаны Гитлеру". Я сначала удивился, а потом выяснилось, что в 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, он первым делом стал строить булыжные дороги, по которым можно проехать круглый год, чтобы в случае необходимости оперативно перебрасывать войска. Кстати, Рузвельт, увидев после войны немецкие дороги, тоже решил принять в Америке программу строительства дорог. И до сих пор сенат каждые два года формирует такую программу и оценивает исполнение предыдущей. Частных дорог в США очень маленький процент, в основном этим занимается государство.

- Если говорить о Новосибирской области, Владимир Александрович, какие существуют проблемы, кроме недостаточного финансирования?

- Прежде всего, наш комитет занимает принципиальную позицию в отношении финансирования дорожной отрасли. Если раньше обладминистрация, несмотря на принятый план и бюджет, распоряжалась дорожными деньгами по своему усмотрению, меняла приоритеты, исключала объекты, добавляла новые и т. д., то в последние три года мы стараемся таких моментов не допускать. Транспортный комитет настоял на необходимости создания Приложения N 12а, в котором конкретно расписаны дорожные объекты и ответственные за выполнение работ. Мы и сейчас отстаиваем его существование, несмотря на то, что дорожные фонды ликвидированы. Бюджетные деньги-то все равно выделяются, значит, надо контролировать их расход и распределение.

Второй вопрос - к сожалению, область очень много задолжала дорожникам. Рассчитываются с нами не вовремя. Долг "Новосибирскавтодору", например, составляет около 400 млн. руб. Другим организациям, думаю, 200-300 млн. Я вынужден брать кредиты (на сегодняшний день это 200 млн. руб.), платить проценты, чтобы не останавливать работу предприятия.

Земельный налог, как известно, идет на финансирование дорожной отрасли. Часть проходит через бюджеты муниципальных образований, с которыми у подрядных организаций заключены договоры на выполнение дорожных работ. Если область не перечислила деньги, то и муниципалам соответственно нечем платить дорожникам ("Новосибирскавтодор" таким образом недополучил примерно 13 млн. руб.). Понимаю, ситуация в области непростая. А недавно узнаю, что облфинуправление направило в МО письмо, предписывающее все поступающие средства отправлять на зарплату. Я вынужден подавать в суд, чтобы получить эти деньги от МО. Получается, давайте жить в правовом государстве, но рулить с бюджетом мы будем по своим правилам. Будут деньги - отдадим, а не будет - еще подождете. Я считаю, это неправильный подход. Но - еще раз повторюсь - на уровне области все дорожные проблемы не решишь. Нужно изменение финансовой политики на федеральном уровне. И возможности для этого сегодня в России есть.