Олег КАДЫКОВ: "Современная почта это супермаркет услуг"
Обозреватель "Тамбовской жизни" беседует с директором УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" О. КАДЫКОВЫМ.
- Олег Николаевич, недавно в Тамбове было подписано соглашение о взаимодействии в сфере совершенствования и развития почтовой связи между администрацией Тамбовской области и ФГУП "Почта России". Свои подписи под этим соглашением поставили наш губернатор Олег Бетин и генеральный директор ФГУП "Почта России" Игорь Сырцов. Какова значимость данного документа для нашего региона?
- Соглашение - первый масштабный реальный шаг по стабилизации работы нашей отрасли в регионе в целях максимального удовлетворения потребностей населения и организаций в услугах почтовой связи и обеспечения их высокого качества. Это четвертый аналогичный документ в стране из подписанных ФГУП "Почта России" и администрациями субъектов РФ. Он показывает большую заинтересованность областной власти и прежде всего нашего губернатора Олега Ивановича Бетина в деле развития почтовой инфраструктуры в области. Данное соглашение дает основу для использования возможностей широкой сети почтовой связи в ходе реализации социально-экономических программ администрации области, а также в осуществлении доставки социально значимых почтовых отправлений. В рамках соглашения областная администрация будет оказывать содействие нашему филиалу ФГУП "Почта России" в размещении на территории региона объектов почтовой связи, расширении ее производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности, а также в развитии традиционных и социально значимых непрофильных услуг. На территории области намечено осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе и по внедрению высокотехнологичных услуг. Именно на Тамбовщине стартует первый в России пилотный проект по реорганизации структуры предприятий почтовой связи с учетом широкого применения информационных технологий. Появится новая сеть передачи данных. На осуществление задуманного отводится три года. Уже на первом этапе в 2005 году предполагается ввод в эксплуатацию за счет средств ФГУП "Почта России" 100 компьютеров и соответствующего лицензионного программного обеспечения для установки во всех почтамтах области. К 2007 году общее количество новых компьютеров, задействованных в системе, составит более 700 единиц. Компьютеризация отделений почтовой связи позволит расширить спектр предлагаемых услуг как в городе, так и в селе. Жители области получат возможность в режиме "on-line" оплачивать услуги операторов сотовой связи, бронировать железнодорожные билеты, делать заказы на доставку товаров по почте, пользоваться другими услугами. Все это повысит качество предоставляемых услуг и уровень обслуживания клиентов во всех отделениях почтовой связи независимо от места их расположения.
- Сегодня в Тамбовском филиале, как и во всей почтовой отрасли России, завершается процесс реструктуризации...
- Да, более года прошло с того момента, как государственное учреждение почтовой связи Тамбовской области вошло в состав федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", стало одним из его филиалов, выполняя при этом функции регионального почтового оператора. Сегодня мы принимаем энергичные меры по стабилизации работы филиала, улучшению его финансово-экономического состояния. Наш производственно-технологический комплекс состоит из 646 подразделений, объединенных в 19 почтамтов. Для обеспечения устойчивой работы этого комплекса требуются значительные затраты. Мы должны платить за содержание зданий и помещений, вносить соответствующую арендную плату, доставлять до каждого отделения почтовой связи товарную продукцию и обеспечивать оказание всех видов услуг, которых у нас на сегодняшний день насчитывается более тридцати. Имея фиксированные тарифы на почтовые услуги, определяемые правительством и местными органами власти, мы оказываемся один на один с проблемой изыскивания дополнительных средств. В этом случае можно было пойти на такие радикальные шаги, как сокращение численности работающих и оптимизация сети почтовой отрасли. Но в этом случае пострадало бы качество почтового обслуживания населения, которое в первую очередь предполагает осуществление социальных функций, бесперебойную доставку даже в самые отдаленные населенные пункты газет, журналов, писем, пенсий и пособий. Выведение почтовой отрасли из убыточной в прибыльную - эта главная задача и предопределила наши действия, обозначила единственно верное стратегическое направление развития - путь внедрения инновационных технологий. В результате этого и появилось соглашение, о котором мы вели речь в начале нашей беседы.
- Итак, стратегия обозначена. Но ее повседневная основа - это ведь тактика...
- Несомненно. Мы значительно усилили внимание к сфере предоставления почтовых услуг всем категориям потребителей. Это позволило приостановить тенденцию снижения исходящего платного объема по всем видам отправлений. Так, в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросло количество переводов на 12 процентов, ценных писем и бандеролей - на 9 процентов, посылок - на 4 процента. Объем реализации услуг населению за прошлый год вырос на 16 процентов. В текущем году прирост от реализации товаров народного потребления составил 25 процентов, от продажи периодических изданий в розницу - 17 процентов, от приема коммунальных платежей - 26 процентов. Хочу отметить, что на сегодняшний день Тамбовский филиал ФГУП "Почта России" становится своего рода суперрынком, предоставляющим почтовые, финансовые, банковские, страховые и другие услуги. Наиболее успешно в сети почтовых отделений развиваются фотоуслуги фирмы "Кодак", прием коммунальных платежей, платежей за услуги электросвязи, ускоренная почта, адресная почтовая рассылка рекламных материалов, офисные услуги (ксерокопирование, ламинирование, прием и отправка факсмильных сообщении), выплата пенсий и пособий, подписка на центральные и местные периодические издания, реализация товаров народного потребления, продажа страховых полисов и лотерейных билетов.
- И этот перечень услуг постоянно прирастает новыми видами?
- Для того, чтобы покрыть убытки от предоставления универсальных почтовых услуг и услуг почтовой связи на селе, в нашем филиале активно развиваются передовые технологии. При этом схема работы почтовой связи совершенствуется, идет ее техническое переоснащение. Важным этапом в реализации политики расширения спектра услуг является внедрение новых современных проектов - "Кибер-Почта", "КиберДеньги", экспресс-почта "ЕМS-Почта России". В рамках всероссийской программы "Электронная Россия" и общефедерального проекта "КиберПочта" во всех почтамтах и крупных почтовых отделениях открыто 27 пунктов коллективного доступа в Интернет, оснащенных современной оргтехникой. Это позволяет удовлетворить растущий спрос населения на доступ к мировым информационным ресурсам. В прошлом году данной услугой в области воспользовались более 64 тысяч человек. У нас также действует 29 абонентских пунктов, в которых предоставляются услуги электронной и гибридной почты. В областном центре через сервер УФПС к сети Интернет подключено более десятка организаций. В области проводится работа по внедрению в рамках реализации проекта "КиберДеньги" новой услуги - электронных денежных переводов, основанной на единой системе почтовых переводов (ЕСПП), что позволяет ускорить их прохождение от отправителя до адресата, обеспечить современный стандарт качества услуг почтовых переводов за счет использования электронных каналов передачи данных. Очевидны преимущества электронных денежных переводов - дифференцированный тариф в зависимости от пересылаемой суммы, гарантированное, не более 72 часов, время вручения перевода после его приема, широкая сеть почтовых отделений - в России их более 42 тысяч, возможность доставки денежных переводов лично в руки получателю и получение уведомления об этом, а также бесплатная передача текстового сообщения вместе с переводом. Существенным является и то, что "КиберДеньги" - единственная система денежных переводов, которая позволяет в России осуществлять переводы денежных средств между юридическими и частными лицами.
- В свое время во многих глубинных отделениях почтовой связи были закрыты сберегательные кассы. Это принесло большие неудобства сельским жителям...
- Сегодня наш филиал предоставляет жителям области возможность, в том числе и в отдаленных населенных пунктах, открыть счета для размещения денежных вкладов в АКБ "Связь-Банк". Теперь в каждом почтовом отделении можно пополнить и получить вклад. Намечается установка банкоматов в почтамтах и крупных отделениях почтовой связи. Кстати, банкомат уже действует в клиентском зале Тамбовского почтамта. Наши почтовые отделения вот уже почти полтора года занимаются реализацией полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) страховых компаний "АВИКОС" и "Росгосстрах". Со второго квартала нынешнего года в области вводится новая услуга: ускоренные внутренние почтовые отправления - "Отправления первого класса". Данная услуга ориентирована на различные категории клиентов, но в первую очередь должна заинтересовать представителей малого и среднего бизнеса, для которых первостепенное значение при выборе услуги играет оптимальное соотношение ее цены и качества. Немаловажно и то, что сроки доставки отправлений первого класса на одну треть короче установленных сроков доставки традиционной почтовой, корреспонденции. Отправления первого класса будут обрабатываться прямо в почтовых отделениях, минуя сортировочные узлы. Мы также планируем для подобных отправлений устанавливать специальные почтовые ящики, выемка корреспонденции из которых будет производиться гораздо чаще, чем из обычных ящиков. Подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть, что тамбовские почтовики не забывают о главном - сохранении доступности почтовых услуг для всех без исключения жителей нашей области.
Беседу вел А. ФУРСОВ. Обозреватель "Тамбовской жизни".