ОСАГО соберут в одном месте
Минсвязи начало разработку единого стандарта обмена информацией для автоматизированной информационной системы ОСАГО. Полностью этот первый проект "частногосударственного" партнерства министерство и Российский союз автостраховщиков (РСА) собираются запустить в 2008 году. Система будет отслеживать злостных нарушителей ПДД и сделает открытыми сведения о количестве и сумме страховых выплат каждого автовладельца.
"Автомобилисты выиграют от создания единой базы данных по ОСАГО, заработает система бонус-малус (скидок и наценок. - "Бизнес"), станет просто найти виновника ДТП и получить выплату", - делится опытом Сергей Вахницкий, член правления эстонской страховой компании ERGO. В его стране, где автоматизированной информационной системе по ОСАГО 12 лет, достаточно послать, к примеру, SMS с номером нужного автомобиля, чтобы узнать, где он застрахован, получить сведения о количестве и сумме страховых случаев.
В России создание базы, учитывающей полисы "автогражданки", сведения об угнанных автомобилях и ДТП, предусмотрено законом об ОСАГО. Инициирует создание этого ресурса РСА, однако необходимых для этого юридических документов пока нет. Президент РСА Андрей Кигим надеется, что необходимое постановление правительства будет принято в течение месяца. Минсвязи уже создало специальную рабочую группу, началось обсуждение единого стандарта, который будет использоваться в том числе при взаимодействии автостраховщиков и ГИБДД в "пилотных" регионах. В их числе Калининградская область, Петербург и Ленинградская область, Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Марий-Эл, Московская область, Северная
Осетия - Алания. В Калининграде (он выбирался как приграничный регион, через который проходит огромный поток международных автомобилей) в феврале система уже начала работать. В остальных регионах она используется добровольно рядом страховщиков в основном для предотвращения случаев мошенничества.
На развитие проекта "первого частногосударственного партнерства" в 2004 году РСА выделил ГИБДД 78 млн руб., на создание проекта с Минсвязи - 2, 4 млн, а само ведомство - 5 млн. Размер точных расходов на этот год, по словам Кигима, пока не определен.
Предполагается, что система, разрабатываемая, кстати, в рамках федеральной программы "Электронная Россия", станет целостной к 2008 году. На первом этапе уже в ближайшие полгода будет разработан механизм взаимодействия между различными информационными ресурсами (в их числе Минфин, Минздрав, ФТС, ГИБДД, Минсельхоз и Минобороны).
Второй этап (2007 год) предполагает наполнение баз данных и отработку механизма взаимодействия с федеральными государственными регистрами. Правда, по оценкам экспертов, именно до полного запуска системы возможны утечки личных данных. "На сегодняшний день существуют средства, которые могут обеспечить безопасность систем, в том числе четкое разграничение прав доступа, но никогда нельзя исключать человеческий фактор", - признался Александр Панкратов, замруководителя Федерального агентства информационных технологий. В Эстонии до полного запуска ресурса по автогражданке были громкие утечки, их главным действующим лицом стал даже премьер-министр. "Теперь действует жесткая система внутреннего контроля", - рассказывает Вахницкий. Правда, его стране для запуска системы понадобилось всего два года, которые с момента объявления РСА о намерении создать этот ресурс уже прошли.