Перейти к основному содержанию

Главная      Страховая группа «СОГАЗ» в русле стабильного роста

Страховая группа «СОГАЗ» в русле стабильного роста

В настоящее время российский рынок страхования претерпевает существенные изменения: активный рост экономики предъявляет новые требования к качеству услуг страховщиков. Вместе с тем страховые продукты становятся все более востребованными.

По мнению начальника Департамента маркетинга Страховой Группы «СОГАЗ» Алексея Леонидовича Смертина, росту показателей страховых компаний способствует постепенное утверждение в отечественной практике норм цивилизованных экономических отношений.

— Алексеи Леонидович, в последнее время становится все более очевидно, что культура страхования в нашей стране заметно повышается. Все больше руководителей крупных и быстро развивающихся предприятий, как в Москве, так и в регионах, осознают необходимость комплексного страхования различных аспектов своей деятельности.

— Не могу с вами не согласиться. Сегодня, когда российская экономика набирает обороты, становится очевидным, что крупный и средний бизнес начинает воспринимать страхование как важнейшую часть общей стратегии своего развития. Чем компания крупнее, чем выше у нее риски, тем более стратегически она мыслит. У таких компаний есть планы, сформированные в рамках стратегии, на несколько лет вперед. А это значит, что для реализации своих планов компания должна, не может не использовать систему управления рисками.

В свою очередь и мы, страховщики, пришли к осознанию того, что конкурентная борьба путем снижения тарифов уже исчерпала себя. Поэтому для своих клиентов мы постоянно расширяем набор услуг, повышая тем самым привлекательность страховой защиты. На сегодняшний день Страховая Группа «СОГАЗ» предлагает более 70 видов страхования как для корпоративных, так и для частных клиентов.

Кроме того, одним из направлений деятельности Группы является развитие общероссийских, республиканских, областных и городских программ страхования. В настоящее время нашими специалистами разрабатывается концепция системы управления рисками и страхования территорий для ряда субъектов Российской Федерации. Такого рода проекты чрезвычайно важны для обеих сторон, т. к. наряду с основной задачей — обеспечением страховой защиты государственной и муниципальной собственности — решается также и ряд социальных задач: увеличивается количество рабочих мест, растут налоговые поступления в местные бюджеты, часть страховых резервов инвестируется в социально значимые региональные программы.

Как один из крупнейших игроков рынка медицинского страхования Страховая Группа «СОГАЗ» не может оставаться в стороне от изменений, вносимых законодательством Российской Федерации в социальную политику государства. Страховая компания «Газпроммедстрах», входящая в состав Группы «СОГАЗ», проводит активную деятельность по развитию программ обязательного медицинского страхования и страхования лекарственного обеспечения граждан на территории практически всех регионов России.

— Группа «СОГАЗ» до сих пор была ориентирована на обслуживание крупных предприятий топливно-энергетического комплекса. Сохранится ли направленность Группы на работу с крупным бизнесом в будущем?

— Действительно, среди наших клиентов 80% юридических лиц, и данную ситуацию мы не планируем менять. В соответствии с принятой стратегией развития, в ближайшей перспективе «СОГАЗ» собирается расширить свое участие в проектах, связанных с нефтяной, транспортной и рядом других промышленных отраслей. Приоритетами в этом направлении работы являются внедрение программ комплексного страхования на всех предприятиях-клиентах Группы, совершенствование системы управления рисками, а также повышение социальной защищенности работников наших корпоративных клиентов с помощью инструментов страхования.

В то же время с прошлого года мы начали активно развивать розничный сегмент бизнеса.

— Какова региональная политика Группы?

— В рамках реализации программы регионального развития мы планируем повысить эффективность нашей филиальной сети. В этом году важным этапом работы Группы станет дальнейшее развитие сетей представительств на территориях субъектов Федерации в привлекательных, с нашей точки зрения, регионах.

— Насколько сильна конкуренция со стороны региональных страховых компаний?

— Я бы не выделял конкуренцию местных и неместных компаний. Ее характер зависит не от происхождения компании, а от наличия/отсутствия квалифицированных кадров, недостаток которых остро чувствуется не только в регионах, но и в центральных городах. И, конечно, от платежеспособного спроса в регионе, который в среднем очень низок. В результате говорить о серьезной конкуренции рано. Яркий пример — рынок страхования жизни. Его потенциал огромен. В Восточной Европе, например, в Чехии, за последние годы рынок очень сильно вырос именно за счет страхования жизни. В России этого не произошло, хотя у населения есть деньги, только эти сбережения не работают ни на их владельцев, ни на экономику в целом. Чтобы заставить эти деньги работать, нужна уверенность в продолжении экономического роста.

В результате и региональные, и федеральные страховщики сегодня порой работают практически «вхолостую», поскольку рынок достаточно узок. Простой пример: в России человек в среднем тратит 3-5 долларов в год на страхование, тогда как в Польше — 107, в странах Западной Европы эта сумма составляет более 1 тыс. долларов в год.

— Как вы оцениваете качество страхового сервиса в регионах?

— Что касается сервиса, то, надо признать, его уровень не идеален ни в Москве, ни в других регионах. Мы это понимаем и стремимся к улучшению качества обслуживания, стараясь вводить единые принципы работы с клиентами и стандарты общих процедур по выдаче полисов, по урегулированию убытков.

— Насколько важной частью бизнеса Группы стала «автогражданка»?

— ОСАГО никогда не являлось для нас самоцелью, к лидерству в этой области мы не стремились. «Автогражданка» для нас является одним из видов, которые мы предлагаем клиентам, но далеко не самым приоритетным. Такая позиция — сознательный выбор. История развития этого вида страхования во всем мире показывает, что это достаточно убыточный вид страхования, к тому же требующий достаточно больших дополнительных инвестиций на сопровождение договоров и урегулирование убытков. По оценкам большинства аналитиков, рентабельность ОСАГО будет понятна лишь через 3-4 года.

— Оправдало ли развитие рынка страхования в 2004 году ваши ожидания?

— На мой взгляд, прошлый год продемонстрировал важные признаки стабильного роста, позволяющие предположить, что мы движемся в правильном направлении. Уже сейчас можно говорить о том, что динамика развития страхового рынка на фоне других секторов отечественной экономики в 2004 году оставалась одной из самых высоких. Основная причина этого — безусловно, общий подъем отечественной экономики, который обусловил рост уровня благосостояния потенциальных клиентов.

Кроме того, произошел качественный «скачок» и в представлении общества о взаимоотношениях наемных работников и работодателей. В частности, формируя команду профессионалов, работодатели теперь заботятся не только о повышении квалификации своих сотрудников, но и об их социальной защищенности, все активнее взаимодействуя в этом смысле со страховыми компаниями.

Надеюсь, что положительные тенденции развития отечественного рынка страхования сохранятся и в 2005 году.

Лицензии выданы Минфином РФ NN 3936-Д, 1043-Д, 4741-Д.

***

фото: Начальник Департамента маркетинга Страховой Группы «СОГАЗ» Алексей Смертин.