ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ
"АВТОГРАЖДАНКА". Росстрахнадзор и Российский союз автостраховщиков (РСА) рассчитывают в ускоренном порядке провести через Государственную думу поправки к закону об ОСАГО, позволяющие оперативно расплачиваться с клиентами по долгам компаний с отозванной лицензией. Об этом на минувшей неделе поведал президент РСА Андрей Кигим.
Речь идет о так называемых компенсационных выплатах, фондом которых распоряжается РСА. По действующему закону они должны возмещать вред жизни и здоровью пострадавших в аварии в одном из трех случаев: если страховщик, выдавший полис виновнику ДТП, обанкротился, если неизвестно лицо, причинившее вред, или сам виновник не был застрахован по ОСА-ГО. Проблема заключается в том, что с момента наступления фактической неплатежеспособности страховой компании до объявления ее банкротом может пройти довольно длительный промежуток времени, в течение которого пострадавшие остаются без какого-либо возмещения. Поэтому в РСА решили наделить их правом обращаться за компенсацией сразу после отзыва у страховщика лицензии. Есть и вторая проблема - компенсационные выплаты не распространяются на вред, причиненный в ДТП имуществу. Решено восполнить и этот пробел - с принятием поправок РСА будет расплачиваться и по "железу".
Иными словами, все финансовые обязательства "отозванных" компаний по договорам ОСАГО теперь ложатся на плечи РСА. На первое время резервов этой организации должно хватить. Сегодня фонд, созданный на случай банкротства операторов "автогражданки", способен заплатить примерно 600 млн рублей. Между тем только у пяти страховщиков, чьи лицензии были приостановлены в апреле, на обслуживании находится почти ЗбО тыс. договоров. Убытки по ним могут исчисляться сотнями миллионов рублей. Но надо иметь в виду, что пока лицензии лишь приостановлены, но не отозваны, и даже если бы предложенные поправки к закону об ОСАГО уже вступили в силу, компенсационный фонд РСА пока оставался нетронутым.
Впрочем, сомнений в том, что операторов ОСАГО поубавится уже в этом году, почти нет. В ближайшее время Росстрахнадзор планирует разослать им запросы и, проанализировав финансовые показатели компаний, определить "зону риска". Она может оказаться обширной. Еще в прошлом году многие эксперты полагали, что к 2008 году на рынке "автогражданки" останется не более четырех десятков игроков (сегодня 170). Теперь эта версия, похоже, становится официальной. Подобный сценарий развития событий ставит новый вопрос: откуда РСА возьмет средства в случае массового отзыва лицензий, ведь не у всех же компаний получится уйти из ОСАГО тихо, передав свой портфель более успешному конкуренту.