Перейти к основному содержанию

Главная      ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ

ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ

Российским автолюбителям теперь следует быть еще более внимательными на дорогах. Логотип страховой компании на заднем стекле подрезающего вас наглеца - еще не гарантия, что в случае столкновения с ним возмещение ущерба будет произведено автоматически, как это предусмотрено законом об ОСАГО. А таким "наглецом" может оказаться любой из 360 000 клиентов пяти компаний, оказавшхся в "зоне повышенного риска".

Недавно Федеральная служба страхового надзора приостановила действие лицензии АВЕСТ, "Западно-Сибирской транспортной страховой компании", "Росмедстраха", "Доверия" и "Страхового общества правоохранительных органов Республики Татарстан". Причем этот список будет продолжен. По словам главы ФССН Ильи Ломакина-Румянцева, финансовые трудности испытывает еще по крайней мере одна страховая компания, занимающаяся обязательным страхованием автогражданки.

Надежды на то, что страховщикам удастся решить свои финансовые проблемы, практически нет. Несостоятельным компаниям уже предъявлено около 5000 заявлений о выплате на сумму порядка 100 - 125 млн. руб., причем в дальнейшем эта сумма может увеличиться еще на 80 млн. руб.

Как рассказал глава Российского союза автостраховщиков

(РСА - профобъединение компаний, занимающихся ОСАГО) Андрей Кигим, руководство АВЕСТ и "Западно-Сибирской транспортной компании" уже призналось в неплатежеспособности своих компаний. Кроме того, сейчас те страховщики, которые еще не получили "повестку" от регулятора, но уже испытывают финансовые трудности, ищут возможности избавиться от клиентов по ОСАГО, пытаясь пристроить свои портфели более успешным коллегам по цеху.

"Нам предлагали свои клиентские портфели несколько страховых компаний, в основном региональных, - рассказывает вице-президент "Росгосстраха" Игорь Игнатьев. - Но при ближайшем рассмотрении оказывалось, что эти портфели убыточны - например, клиентами компаний являлись маршрутные такси. Нам такие клиенты не нужны".

Например, сейчас АВЕСТ пытается найти покупателя, который смог бы выполнить обязательства перед клиентами. Впрочем, желающих приобрести эту компанию пока нет - по словам страховщика, пожелавшего остаться неизвестным, "портфель клиентов АВЕСТ характеризуется высокой убыточностью, в нем много старых отечественных авто".

Так что, скорее всего, ряду компаний, у которых ОСАГО является доминирующим бизнесом, придется либо уйти с этого рынка, либо обанкротиться. Уже к 2008 году, согласно прогнозу Ломакина-Румянцева, обязательным страхованием автогражданки будут заниматься всего 20 - 30 компаний (сейчас - 170 страховщиков).

То, что ОСАГО - бизнес убыточный и может привести излишне агрессивные компании к банкротству, было известно еще в 2003 году, когда только принимался закон об обязательном страховании автогражданки. Например, через три года после введения ОСАГО в Восточной Европе убыточность этого бизнеса достигала 100%.

Тем не менее разработчики российского закона не удосужились полностью прописать процедуру выплат по страховым полисам неплатежеспособных компаний. По действующему законодательству, при банкротстве страховщика тем, кто пострадал от его клиентов, из специального резервного фонда РСА возместит лишь ущерб, нанесенный здоровью и жизни, а выплаты по имуществу производиться не будут.

Более того, ФССН не предпринимала никаких мер по предотвращению форс-мажорных ситуаций и не требовала от особо агрессивных компаний умерить свои аппетиты по ОСАГО.

В результате регулятор и РСА дождались неплатежеспособности нескольких страховщиков и лишь теперь озаботились защитой уже пострадавших автолюбителей.

В ближайшее время в Госдуму будут внесены поправки в закон, согласно которым, в случае отзыва лицензии, пострадавшие автовладельцы сразу же смогут получить компенсации из гарантийного фонда РСА, причем не только по ущербу, нанесенному жизни и здоровью, но и ущербу, причиненному автомобилю. А президент Всероссийского союза страховщиков депутат Александр Коваль пообещал, что законопроект будет "вноситься в Госдуму в форсированном режиме", и, скорее всего, вступит в силу уже в мае - июне.

Впрочем, учитывая скорость принятия других поправок к многострадальному закону об ОСАГО, некоторые страховщики считают это слишком оптимистичным прогнозом. А пока поправки не вступят в силу, компенсацию по ущербу, нанесенному имуществу, автовладельцы не получат. Следовательно, проще и быстрее автолюбителям разбираться между собой и не "впутывать" в это страховую компанию. Таким образом, мы возвращаемся к началу пути - в тот период, когда закона об ОСАГО вообще не существовало.